XII Межрегиональный Форум «Информационные технологии в госсекторе»: решения ЭОС для МЭДО и СМЭВ

30.06.2012

Ключевой темой XII Межрегионального Форума «Информационные технологии в госсекторе», организованного компанией AHConferences и прошедшего 21 июня 2012 в Москве, стало развитие государственных электронных услуг в России и формирование информационного общества. О практическом опыте реализации концепции Межведомственного Электронного Документооборота федеральных органов исполнительной власти (МЭДО) и создания региональных электронных правительств в области оказания государственных электронных услуг (СМЭВ) рассказал директор по работе с регионами компании «Электронные Офисные Системы» Алексей Осотов.

По его словам г-на Осотова, сегодня в России существует смешанный документооборот, когда документы, изначально создаваемые в электроном виде, распечатываются, пересылаются в бумажном, вновь сканируются, хранятся в двух видах и т.д. Для перехода к чисто электронному документообороту необходима политическая воля государства и централизованное регулирование этой сферы. Как часть этого процесса должны быть проработаны нормативно-правовые вопросы создания/использования юридически значимых электронных документов и электронного взаимодействия ведомств и граждан. Кроме того, необходима разработка формализованных моделей документов и межведомственного документационного взаимодействия также как и преодоление несовместимости систем на уровне документов, технологий их обработки, протоколов и форматов обмена. Ну и наконец, разработка межведомственных инфраструктурных решений, необходимых для взаимодействия систем. Кроме того, процессу всеобщей информатизации способствует различные типы удаленных решений: Web- и «облачные» технологии, удалённые мобильные клиенты, АРМ Руководителя. Соответственно, решение текущих задач и определяет развитие технологий в сторону совместимости и укрупнения систем, на что и направлены два масштабных федеральных проекта -  создание системы МЭДО (межведомственный электронный документооборот) и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По словам г-на Осотова существует три варианта взаимодействия разрозненных электронных систем федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ): разработка и внедрение типовых СЭД во всех ФОИВ, единая портальная система и, наконец, - интеграция существующих систем созданием программных шлюзов между ними. Именно по последнему варианту пошло Правительство, начав работу над проектом МЭДО, сначала в качестве пилотного проекта, затем расширив его до всех ФОИВ (сегодня обмен между ФОИВ и аппаратом правительства происходит только в электронном виде).

Выбранный вариант решения проблемы межведомственного электронного документооборота: создание программных шлюзов для интеграции существющих систем


Выбранный вариант решения проблемы межведомственного электронного документооборота:
создание программных шлюзов для интеграции существющих систем


Напомним, что для обеспечения возможности взаимодействия различных СЭД в рамках единой системы МЭДО, ФСО, выполняющей функции ее оператора, разработан формат обмена электронными документами в органах государственной власти РФ. Каждая СЭД такого ФОИВ должна «понимать» этот формат - формировать исходящие документы в формате для отправки по системе, а также обрабатывать поступившие в этом формате документы. Поэтому разработчики СЭД для обеспечения возможности взаимодействия с МЭДО должны были реализовать обработку документов в этом формате в своих системах. Соответственно, компанией «Электронные Офисные Системы» был разработан комплекс программных компонентов сопряжения с МЭДО наиболее массовой российской СЭД «ДЕЛО», используемый в целом ряде федеральных ведомств и региональных правительствах. Флагманский продукт ЭОС - система электронного документооборота «ДЕЛО» стал де-факто отраслевым стандартом, а доля компании в госсекторе достигает 61 % (о лидирующем положении ЭОС на российском рынке СЭД/ЕСМ можно почитать в аналитическом материале по итогам исследования DSS Consulting – см. новость раздела «Рынок электронного документооборота в России» от 27 июня 2011 г.). Именно поэтому ЭОС первым разработал комплекс программных компонентов сопряжения с МЭДО своей СЭД «ДЕЛО», используемой в целом ряде ведомств.

В рамках дальнейшего развития системы МЭДО предусмотрено и по факту уже происходит постепенное подключение регионов – уже подключена Калининградская область, ставшая пилотным регионом (проект ЭОС). Более того, уде сегодня передовая часть регионов РФ готова к переходу к полноценному межведомственному электронному документообороту. Однако, пока на существующем этапе в регионах к федеральной системе происходит лишь подключение центрального органа власти (правительство, администрация области/республики). Для дальнейшей проекции по горизонтали и вглубь в муниципалитеты, регионы должны выстроить своё внутреннее межведомственное взаимодействие, - для этих целей ЭОС предлагает использовать специально разработанное для этого решение – СЭВ (Сервер Электронного Взаимодействия).

Основные функции системы МЭДО

Основные функции системы МЭДО

Разработкой этого решения ЭОС показал, что от простого участия в проекте МЭДО в качестве одного из партнеров, компания пошла дальше, заложив ее принципы в собственный продукт СЭВ. Его функциональность также обеспечивает возможность видеть, как идет работа с документами, направленными в другие организации, независимо от того, какие СЭД в них используются. При этом, «СЭВ» по сравнению с МЭДО имеет намного больший набор услуг: вертикальное и горизонтальное взаимодействие между всеми элементами облака «ДЕЛО», а также более широкие возможности взаимного информирования адресата/отправителя об этапах рассмотрения документа, при котором создается эффект работы в единой системе «ДЕЛО». Соответственно, с помощью СЭВ можно наладить взаимодействие с МЭДО не только отдельных региональных госорганов и ведомств, но и  коммерческих холдинговых структур (на базе СЭД «ДЕЛО» с модулем СЭВ). Более подробно о решении «СЭВ» и участии ЭОС в проекте МЭДО можно прочитать в материале рубрики «Аналитика» от 14 марта 2012 г.).

Далее Алексей Осотов рассказал о внедрении модуля СЭВ с СЭД «Дело» при реализации проекта «Электронная Якутия». Его первый этап (2003-2006 гг.) подразумевал внедрение СЭД «ДЕЛО» в 15-ти министерствах и 4-х госкомитетах Республики Саха (Якутия), в рамках которого было автоматизировано 860 рабочих мест, а также были установлены 19 рабочих мест системы «АРХИВНОЕ ДЕЛО». После автоматизации в министерствах и ведомствах внутренних делопроизводственных процессов, а также реализации функций контроля исполнительской дисциплины, в период 2006-2009 гг. были созданы все предпосылки к созданию технологии использования межведомственного обмена электронными документами с использованием электронной подписи. Соответственно, на втором этапе, реализация которого началась в 2010 году и продолжает до сих пор, началось непосредственное внедрение технологии межведомственного обмена электронными документами (с использованием электронной подписи) среди республиканских министерств. И для выстраивания регионального межведомственного электронного документооборота используется как раз решение СЭВ (сервер электронного взаимодействия) разработки ЭОС.

Опыт и проекты ЭОС в реализации электронного правительства на федеральном и региональном уровнях

Опыт и проекты ЭОС в реализации электронного правительства на федеральном и региональном уровнях

Что касается оказания государственных электронных услуг населению и систем электронного документооборота, то следует сначала разобраться с ключевыми задачами построения «Электронного Государства». Прежде всего, это создание единой площадки для эффективного обмена информацией между органами федеральной, региональной властей и граждан, а также - оказание услуг населению в электронном виде для ускорения процедур и повышения их эффективности, а также для удобства граждан. Ну и, наконец, - построение и развитие системы МЭДО, систем взаимодействия населения и бизнеса с государством на основе современных информационных технологий.

Из презентации Алексея Осотова, можно увидеть общую схему организации взаимодействия гражданина с региональным порталом государственных услуг (РПГУ) организована следующим образом:
- сначала он заполняет форму заявления и прикладывает электронные образы сопроводительных документов;
- сформированное заявление отправляется через СМЭВ в региональный орган исполнительной власти (РОИВ);
- РОИВ обрабатывает, возвращает статус и результат обработки РПГУ через СМЭВ в единый личный кабинет (ЕЛК) РПГУ
- пользователь просматривает, либо получает оповещение о статусе и результат обработки заявления в ЕЛК РПГУ.

В свою очередь, схема обработки заявки на оказание услуги в РОИВ выглядит следующим образом:
- РОИВ получив заявку на оказание услуги в соответствии с административных регламентом направляет по соответствующему маршруту;
- в соответствии с регламентом заявка направляется в различные РОИВ участвующие в процессе оказания услуги;
- в случае потребности обратиться в РОИВ, не подключенного к системе Межведомственного Электронного Документооборота (МЭДО), происходит обращение посредством, отправки электронных образов либо по почте на бумаге;
- периодически происходит передача статуса обработки заявки через СМЭВ в ЕЛК РПГУ.

Построение регионального сегмента МЭДО и взаимодействие с федеральной системой с помощью решений разработки ЭОС - СЭД «Дело»/СЭВ и /МЭДО

Построение регионального сегмента МЭДО и взаимодействие с федеральной системой с помощью решений разработки ЭОС - СЭД «Дело»/СЭВ и /МЭДО

При этом, на региональном уровне при оказании услуг населению в электронном виде возникает целый ряд проблем, вызванный как отсутствием информационных систем у региональных органов исполнительной власти (РОИВ), так и недостатками существующих. В частности, это приводит к тому, что они разрознены и не связаны между собой, морально устарели и не соответствуют современным требованиям, на их основе проблематично организовать интеграцию со СМЭВ, они не поддерживают и МЭДО. В то же время, они не позволяют организовать поддержку основных этапов административного регламента оказания государственной услуги, не позволяют организовать учет, контроль и мониторинг исполнения заявки на оказание услуги. В целом, - они не дают принципиальной возможности создания единой системы на региональном и муниципальных уровнях.

В то же время, «Ростелеком» в рамках соответствующего Распоряжения Правительства (№ 453-р от 21.03.2011) в основном ответственен лишь за исполнение внешних по отношению к информационным системам (ИС) работ. Это развитие единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты на базе единого портала, развитие СМЭВ, создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах. Таким образом, получение информации ИС, её обработка в ИС и подготовка к передаче другому участнику взаимодействия или заявителю может быть ответственностью самих разработчиков ИС. Поэтому, по словам Алексея Осотова, ведомственная СЭД должна иметь специализированную подсистему «Оказание государственных услуг в электронном виде», которая должна реализовывать следующие функции: прием заявлений и сопроводительных документов; запрос дополнительной информации и документов у заявителя; реализацию основных этапов административного регламента оказания госуслуги; информирование о статусе обращения и исполнения услуги; отправку результата госуслуги; осуществление контроля и мониторинга исполнения при оказании услуги; организацию взаимодействия РОИВ с МЭДО; предоставление аналитической отчетности.



Оказание услуг в электронном виде врегионах, включая услуги в электронном виде

Оказание услуг в электронном виде врегионах, включая услуги в электронном виде

В заключение, чтобы не отходить от практики, г-н Осотов рассказал о проекте создания такой региональной системы оказания государственных услуг в Республике Бурятия на основе системы ЭОС ЕСМ-класса - EOS for SharePoint. На первом этапе была осуществлена настройка решения EOS for SharePoint с использованием новой терминологии (карточка заявки, виды услуг, дополнительные статусы и т.д.) и созданием необходимого набора карточек заявок государственных услуг (а также специализированных и универсальных карточек заявок на оказание услуг). Далее - набор необходимых справочников (КЛАДР, ОКОГУ и другие), настройка административного регламента (запросы в организации, участвующие в оказании услуг (переименование поручений) и настройка автоматического процесса обработки новой заявки, аналогично системе документооборота). В заключение первого этапа был проведён «пилот» на оказание 3 (трёх) государственных услуг. На втором этапе происходит интеграция со СМЭВ (определение списка государственных и муниципальных услуг, оказываемых системой СОГУ), взаимодействие и интеграция с РОИВ, настройка административного регламента для оказания муниципальных услуг, подключение дополнительных мест, а также подключение баз знаний (правоустанавливающие, разрешительные документы и распоряжения, приказы и т.д. и другие сопутствующие документы сопутствующие оказанию государственных услуг).

Схема взаимодействия СЭД со СМЭВ, включая «облачное» решение «О7.ДОК»

Схема взаимодействия СЭД со СМЭВ, включая «облачное» решение «О7.ДОК»

Проникновению вглубь инфраструктуры электронного правительства до уровня муниципалитетов часто мешает отсутствие достаточного финансирвоания на приобретение систем автоматизации документооборота. Поэтому наиболее практичным выходом было бы предоставление таких систем по модели SaaS из «облака» (Software as a Service, ПО как услуга). Поэтому совсем недавно ЭОС совместно с «Ростелеком» впервые публично представили сервис «О7.ДОК» для автоматизации бизнес-процессов электронного документооборота организаций на базе региональной инфраструктуры электронного правительства. «Облачное» решение разработано компанией ЭОС на основе собственного продукта eDocLib для предоставления «Ростелекомом» в рамках сервисов Национальной облачной платформы «O7.ДОК». Этот сервис рассчитан на широкий круг потребителей, прежде всего на администрации муниципальных образований малых и небольших поселений и городов, ведомственные учреждения различных отраслей (здравоохранение, образование, культура, ЖКХ и др.), государственные унитарные предприятия, другие малые и средние организации и предприятия любых форм собственности.

При этом, ключевой особенностью «О7.ДОК» по сравнению с решениями других производителей является интеграция с единой системой идентификации и авторизации (ЕСИА), что позволяет сотрудникам органов власти или юридическим лицам получать доступ к информационной системе, авторизовавшись с помощью страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) или электронной подписи в ЕСИА. Сервис «О7.ДОК» интегрирован и с региональной инфраструктурой электронного правительства, в том числе СМЭВ, позволяя обмениваться данными с веб-сервисами органов власти (более подробно об облачном сервисе «О7.ДОК» и партнерстве ЭОС с «Ростелеком» в материале рубрики «ЭОС» от 26 июня 2012 г.).

О других докладах XII Межрегионального Форума «Информационные технологии в госсекторе», организованного компанией AHConferences и прошедшего 21 июня 2012 в Москве, можно прочитать в обзорном материале от 30 июня 2012 г.

Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование

Ключевые слова: электронный документооборот, ЭОС, EOS for SharePoint, eDocLib, СМЭВ, МЭДО