Наталья Храмцовская о законодательной активности государства: порой очень хочется сказать: «Кондуктор...»
За последние полгода законотворческая деятельность российского регулятора резко активизировалась. Здесь можно вспомнить и новый 63-ФЗ «Об электронной подписи», и новую редакцию 152-ФЗ «О персональных данных», поправки к 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» касательно переносов ввода в эксплуатацию СМЭВ и т.д. Какие изменения в связи с этим произошли на рынке электронного документооборота и какие последствия будут иметь принятые законы для вендоров и конечных пользователей – обо всем этом нам рассказала к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией ЭОС, член «Гильдии Управляющих Документацией» и ARMA International Наталья Храмцовская.
Каково Ваше мнение о новой редакции закона о персональных данных и его возможные последствия для рынка СЭД/ЕСМ?
- Мне кажется, что новая редакция закона может привести к тому, что на операторов персональных данных и на экономику страны в целом будет возложено неоправданное бремя. Наши силовые ведомства склонны требовать единых мер защиты, что от транснациональной корпорации, что от газетного ларька, без учета реальной опасности утечек. Основанный на иных принципах опыт зарубежных стран при этом игнорируется. С другой стороны, все знают, чем часто компенсируется свирепость российских законов… Есть в новой редакции закона и ряд положительных нововведений, упрощающих жизнь операторам, – например, в случае передачи обработки персональных данных на субподряд. Что касается требований к программным продуктам, используемым для обработки персональных данных, то, по моему мнению, они принципиально не меняются.
Практически полгода прошло с момента принятия нового закона об ЭЦП. Можно ли подвести некоторые итоги, как это повлияло на вендорские решения?
- Во-первых, нового закона об электронной подписи (ЭП). Закон по большому счету пока не заработал, все продолжают пользоваться ЭЦП, пока это можно (и, согласно уже наметившейся традиции, смерть ЭЦП в июле 2012 года вполне может быть перенесена ещё на полгода-год). С использованием простой электронной подписи и подписи юридического лица пока тоже ясности нет, ещё не выпущены необходимые подзаконные акты. Что касается влияния нового закона на вендорские решения, то усиленная электронная подпись (квалифицированная и неквалифицированная) – это в техническом плане та же самая ЭЦП, но в иной юридической «упаковке». Программные решения при этом переделывать не потребуется, кроме замены нескольких слов в интерфейсе; нужно будет лишь выдать новые сертификаты и «подкрутить» нормативную базу (большей частью это сведется к замене «ЭЦП» на «усиленную электронную подпись»). Поэтому, как мне кажется, развитие программных продуктов идет своим чередом и не испытывает какого-то особого влияния со стороны законодательства об электронных подписях.
Наталья Александровна, каково ваше мнение о развитии федерального проекта СМЭВ и сроков его полноценной реализации, в чем заключается причина?
- Сроки были изначально установлены нереальные, и новые сроки тоже неминуемо будут сорваны. Сама концепция СМЭВ сырая и недодуманная, и если бы вдруг и вправду все ведомства к ней подключились, как задумывалось, то система рухнула бы. Никто в мире даже не пытался в одночасье все государственные услуги сделать электронными; их вводили по нескольку штук в год – после основательной подготовки, обучения кадров и ознакомления населения, после пилотных проектов. И ведь есть в России собственный успешный опыт такого рода, достаточно вспомнить проекты налоговой службы, Росреестра, Казначейства (совсем не случайно именно эти ведомства уже готовы работать и со СМЭВ). А вот многим другим ведомствам на то, чтобы освоить соответствующие технологии, года два-три потребуется, не меньше!
А как вы в целом оцениваете законодательную активность государства касательно отрасли с начала 2011 года?
- Порой очень хочется сказать: «Кондуктор, нажми на тормоза!» Слишком многие законы и нормативные акты изменяется одновременно, изменений слишком много, и происходят они чересчур быстро – население страны, да и сами государственные органы не успевает их не то что «переварить», но даже просто о них узнать. Отмечу также, что законодательное регулирования вопросов управления документами у нас ведется «квадратно-гнездовым способом»: очень многие законы и нормативно-правовые акты устанавливают те или иные требования к управлению определенными видами документов. К сожалению, это приводит к правовому «зоопарку», в котором непросто разобраться, а нормативных и методических документов по управлению документами, которые позволили бы хоть как-то всё это систематизировать, никто не разрабатывает и не выпускает.
Спасибо!
Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры, Регулирование