AC&M Consulting: 33,27 млн сотовых абонентов в Москве и 12,11 млн в Петербурге
Согласно новому отчету AC&M Consulting, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 31 мая 2010 года в России составило 212,73 млн человек, что соответствует уровню проникновения 146,5 %. При этом общее количество мобильных пользователей в Москве составило 33,27 млн человек (проникновение 195,9 %), а в Санкт-Петербурге – 12,11 млн абонентов (проникновение 191,1 %). В регионах на 31 мая 2010 года насчитывалось около 167,34 млн абонентов при проникновении сотовой связи на уровне 137,32 %. Таким образом, общероссийский прирост абонентов сотовой связи в период с декабря 2009 года по 31 мая 2010 года составил 4,82 млн абонентов.
Между тем общее количество абонентов МТС на конец мая 2010 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Белоруссия) составило 103,54 млн человек, что на 1,17 млн больше, чем в декабре 2009 года. Общее количество абонентов второй по величине компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») составило 64,86 млн человек (Россия, Казахстан, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Грузия). На 31 мая 2010 года консолидированные данные по абонентской базе «МегаФона» по России, Таджикистану и Абхазии составили 53,22 млн человек.
При этом общее количество абонентов МТС в России составило 69,84 млн человек (с декабря 2009 года цифра практически не изменилась – 69,34 млн), абонентов «МегаФона» – 52,66 млн человек (50,22 млн на конец прошлого года), абонентов «Билайна» в России на конец мая 2010 года насчитывалось 50,95 млн человек (не изменилось с декабря 2009 года – 50,89 млн). Обращает на себя внимание динамика роста абонентской базы «МегаФона», который незначительно, но все-таки обогнал «Билайн» по размеру абонентской базы в России (тем не менее последний остается вторым крупнейшим игроком на постсоветском пространстве). Четвертым крупным игроком в России является Tele2 с 16,10 млн абонентов (31 декабря 2010 года – 14,45 млн человек).
Рост абонентской базы операторов сотовой связи в мае 2010 года
(всего 1,07 млн новых абонентов) – данные AC&M Consulting
Таким образом, на всех остальных операторов сотовой связи России приходится около 18,18 млн человек. На 31 мая 2010 года «Уралсвязьинформ» имел 5,387 млн абонентов (5,65 млн на конец 2009 года), «Сибирьтелеком» – 5,435 млн человек (5,22 млн), НСС – 3,7 млн абонентов (3,5 млн человек на конец прошлого года), СМАРТС – 2,622 млн человек (3,5 млн абонентов), «Сотовая Связь «МОТИВ» – 1,887 млн человек (1,7 млн на 31 декабря 2009 г.) и замыкает десятку крупнейших российских операторов дальневосточная «Новая телефонная компания» с 1,393 млн человек (1,33 млн на конец прошлого года). Справедливости ради стоит включить в этот список и самого крупного российского CDMA-оператора «Скай Линк», имеющего 1,18 млн абонентов в 36 регионах РФ.
Рыночные доли операторов сотовой связи по России
на 31 мая 2010 года (данные AC&M Consulting)
Сотовый рынок Москвы на конец мая 2010 г., по версии AC&M Consulting, выглядит следующим образом: общее количество мобильных пользователей в Москве составило 33,27 млн человек при проникновении 195,9 %. Здесь сосредоточено 13,53 млн абонентов МТС, 11,56 млн абонентов «Билайна» и 7,6 млн абонентов «МегаФона». При этом на «МегаФон» пришлось 49,1 % всех новых подключений столицы за май 2010 года, а на «Билайн» – 48,5 %. Еще 2,4 % рост абонентской базы показал «Скай Линк», у МТС в мае 2010 года положительного роста абонентской базы по Московскому региону зафиксировано не было.
Общая структура рынка сотовой связи в Москве
на конец мая 2010 г. (данные AC&M Consulting)
Что касается сотового рынка Санкт-Петербурга, то общее количество мобильных пользователей здесь составило 12,11 млн абонентов при проникновении 191,1 %. В отчете AC&M Consulting указывается, что по итогам мая 2010 года 38,3 % новых подключений пришлось на «Билайн», 25,2 % – на Tele2, 18,6 % – на «МегаФон» и 17,9 % – на МТС.
Общая структура рынка сотовой связи в Санкт-Петербурге
на конец мая 2010 г. (данные AC&M Consulting)
С итогами развития сотового рынка России в 2009 году, по версии AC&M Consulting, можно ознакомиться в материале рубрики «Мобильная связь» от 25 января 2010 г.
Кроме того, недавно AC&M Consulting опубликовал результаты своего исследования российского рынка VAS-услуг (Value Added Services – услуги с добавочной стоимостью). Согласно ему общий объем этого рынка в России по итогам 1-го квартала 2010 года составил 36,89 млрд рублей (или $1,234 млрд), при этом темпы его роста сократились более чем в два раза – с 13 % в 4-м квартале 2009 года до 6,3 % в 1-м квартале этого года. Во многом это вызвано активизацией борьбы сотовых операторов с VAS-мошенниками (см. материал рубрики «SMS-мошенничество» от 10 февраля 2010 г.). С этим же связано и снижение объемов сегмента контента на 2 %, в то время как сегменты передачи данных, мессенджинга и прочих VAS-услуг по итогам 1-го квартала 2010 года только выросли. При этом ARPU VAS составило 58,8 рублей ($2), а доля VAS-услуг в общей структуре доходов российских операторов достигла рекордного значения в 22,4 % (20,4 % в 4-м квартале прошлого года). Если обратиться к структуре доходов, то «МегаФон» занимает 25 % рынка VAS-услуг (по доходам), на МТС приходится 23,8 %, а на «Билайн» – 22,4 %.
Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)
Тематики: Мобильная связь, Маркетинг
Ключевые слова: абоненты сотовой связи, сотовая связь, AC&M Consulting