АРОС просится в корзину

23.07.2010

Вслед за "Tele2 Россия" Ассоциация региональных операторов связи (АРОС) заявила о необходимости включения услуг сотовой связи в потребительскую корзину граждан РФ. При этом, по мнению АРОС, тарифы на услуги связи должны оставаться нерегулируемыми.

АРОС поддержала сотового оператора "Tele2 Россия", чьи представители несколько дней назад направили в адрес министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева и министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной письмо с предложением включить услуги сотовой связи в состав потребительской корзины. АРОС, как и "Tele2 Россия", придерживается того мнения, что оплата услуг сотовой связи стала постоянной статьей бюджета большинства граждан страны.


"Включение расходов на сотовую связь в расчет стоимости потребительской корзины в России еще раз подчеркнет социальную значимость сотовой связи, повысит объективность учета персонального потребления в нашей стране", - гласит сообщение АРОС.


Вместе с тем представители АРОС опасаются, что включение расходов на сотовую связь в потребительскую корзину может спровоцировать регулирование тарифов сотовых операторов. "АРОС категорически против прямого государственного регулирования тарифов сотовых операторов. Своим успехом сотовая связь России обязана рыночной конкуренции и так же, как большинство из 150 наименований товаров и услуг, входящих в состав потребительской корзины РФ, подлежит рыночному ценообразованию", - заявляет ассоциация. В целом по России региональными компаниями-операторами АРОС обслуживается более 18 млн абонентов.


Опасения АРОС не беспочвенны: в течение нескольких лет регулировать тарифы на сотовую связь предлагает депутат Максим Коробов, который является членом комитета Госдумы по транспорту и связи. Последний раз внести поправки в закон "О связи", которые дали бы государству возможность контролировать ценообразование на рынке сотовой связи, депутат попытался весной 2010 г.


Сотовые операторы "большой тройки" пока прохладно относятся к перспективе включения услуг сотовой связи в потребительскую корзину. "Нам сложно делать предположения о целях внесения услуг сотовой связи в потребкорзину, и на сегодня мы не готовы детально оценить возможные последствия этой инициативы для потребителей и для игроков отрасли", - сообщает пресс-служба "ВымпелКома". "Телекоммуникации - одна из самых конкурентных отраслей, развивающихся рыночным путем при разумном вмешательстве регуляторики. Высокий уровень конкуренции во всех видах связи, существующий сегодня на рынке, обуславливает постоянное снижение цен для конечного потребителя. Мы полагаем, что этот рынок имеет высокий потенциал к саморегулированию", - выражают отношение к перспективе регулирования тарифов в "ВымпелКоме".


Аналогичного мнения придерживаются и представители МТС, напоминая, что далеко не все цены на товары и услуги потребительской корзины регулируются государством. "Цены регулируются не на все продукты потребительской корзины (например, обувь, белье, одежда)", - напоминает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.


Президент АРОС Юрий Домбровский считает сотовую связь обделенной вниманием государства. "Сотовую связь, как и связь в целом, давно пора отдельной строкой включить в расчет стоимости потребительской корзины. В этот условный набор услуг и продуктов входят отдельными наименованиями затраты на электроэнергию, коммунальные и транспортные услуги и даже на отдельные элементы одежды. Очевидно, что для большинства россиян услуги связи не менее важны, а затраты на них составляют определенную долю в семейном бюджете, ведь по мобильному телефону разговаривают сегодня почти все, невзирая на возраст и принадлежность к социально-профессиональным группам. Цены на сотовую связь до сих пор не включены даже в российскую государственную статистическую отчетность. Это надо исправлять", - говорит он.


Аналитики и эксперты рынка не готовы оценивать необходимость включения сотовой связи в корзину потребления россиян и с некоторыми оговорками высказываются против регулирования тарифов. "На мой взгляд, сотовая связь – рыночная услуга. Можно регулировать, например, цены на роуминг и на местную сотовую связь в тех случаях, когда она заменяет фиксированную, да и то только если оператор будет признан существенным", - рассуждает директор по развитию аналитической компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин.


"Думаю, что потребительская корзина и регулирование тарифов на сотовую связь никак не связаны, потому что регулирование – юридическое понятие, а корзина нужна для статданных. Вообще же я думаю, что регулирование услуг сотовой связи не требуется, конкуренция на этом рынке жесткая, даже слишком. Более того, регулирование тарифов со всей очевидностью приведет к замедлению снижения цен на услуги сотовой связи", - предупреждает эксперт по телекоммуникационному праву Антон Богатов.


Виктор Логинов

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовая связь