Банкиры предъявили претензии электронному правительству

14.10.2015

Банковское сообщество обратилось к зампреду правительства Аркадию Дворковичу с жалобой на Федеральную миграционную службу (ФМС). Национальный совет финансового рынка (НСФР) пишет, что у банков нет возможности оперативно проверять подлинность паспортных данных клиентов при приеме их на обслуживание, чего требует «антиотмывочный» закон 115-ФЗ.

Банки должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты и денежные переводы (по двум последним операциям — на сумму свыше 15 тыс. рублей). Требование по проверке паспортов клиентов на сайте ФМС для банков введено в марте 2014 года (поправками ЦБ в положение «Об идентификации клиентов …», которое выпущено в рамках 115-ФЗ). За неисполнение требований для банков предусмотрены штрафы: сотрудники банков могут быть оштрафованы на 10–30 тыс. рублей, а сам банк — на 50–100 тыс. рублей. Еще один вид наказания для нарушителей по положению — приостановление отдельных операций, поэтому банки стараются все-таки проверять паспорта.

В письме зампреду правительства НСФР пишет, что у банков возникают проблемы с проверкой подлинности паспортов — в частности, из-за неполноты базы ФМС и нестабильности работы сайта службы.

«Поэтому банки вынуждены использовать перечень недействительных паспортов, загруженный в автоматизированные банковские системы до даты отключения доступа к сервису сайта ФМС России, который в период отсутствия доступа к указанному сервису становится неактуальным и не может рассматриваться как официальный источник подтверждения информации о действительности паспортов, что приводит к нарушению требований 115-ФЗ, — говорится в письме НСФР. — Сервис ФМС России характеризуется нетехнологичностью, невозможностью обрабатывать большие объемы запрашиваемой информации, а также недостатками содержательного характера (ошибки, опечатки, несовпадение данных сервиса с данными паспорта). Также в ряде случаев информации о запрашиваемом паспорте банки получают ответ: «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится».

Но такой ответ, по словам Емелина, не означает, что паспорт является недействительным.

— В таких случаях для получения юридически значимой официальной информации ФМС России рекомендует банкам обращаться в свои территориальное подразделение, что исключает возможность проведения в этом случае идентификации клиента непосредственно при совершении операции. Более того, на странице сервиса «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России содержится информация о том, что «данный сервис является информационным, предоставляемая информация не является юридически значимой». Соответственно, сервис ФМС России не может быть эффективно использован для целей борьбы с отмыванием доходов и финансирования терроризма, — говорит Емелин. — Банки, которые не могут проверить подлинность паспортов россиян, чаще всего отказывают им в обслуживании, опасаясь санкций регулятора. Столкнувшись с «паспортной проблемой» в конкретном банке, гражданин уже вряд ли перейдет к нему на обслуживание, и это в условиях ужесточения конкуренции за клиентов.

В письме сказано, что по распоряжению правительства №1320-р от 9 июля 2015 года ФМС должна была подключиться к СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия), к ней уже подключены ФНС, Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС.) С помощью СМЭВ банки могут получать ИНН, предоставленные в банки, у ФНС. Информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) — у ПФР. Действительность номера ОМС — в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Источник, близкий к ФМС, сообщил, что госорганы должны были подключиться к СМЭВ до 9 октября, но служба этого еще не сделала.

1 октября 2015 года на площадке НСФР состоялось совещание, посвященное упрощению для банков возможностей идентификации клиентов. В нем приняли участие представители ПФР, ФНС, Минкомсвязи, ФМС, ЦБ, ФСКН, крупные банки. Замначальника департамента государственных услуг ПФР Ирина Николаева на мероприятии сообщила, что сервис ПФР для упрощенной идентификации уже выведен в СМЭВ и доступен для использования банками; сервис ФНС тоже заработал. На совещании выступил и замначальника управления информационных технологий ФМС России Григорий Гладковский.

— Информационный сервис «Проверка действительности паспорта», функционирующий на официальном сайте ФМС России, носит исключительно неофициальный характер и изначально не был предназначен для юридически значимого использования, — заявил «Известиям» Гладковский. — С 1 октября 2015 года сервис ФМС размещен в СМЭВ, и банкам для работы с ним необходимо скорректировать свои IT-программы. Банки, которые решили/решат в ближайшее время этот вопрос, смогут воспользоваться двумя услугами: 1) проверка подлинности паспорта гражданина; 2) соответствие ФИО гражданина номеру паспорта.

В то же время один из участников встречи на условиях анонимности рассказал, что банки всё равно не могут воспользоваться данными ФМС через СМЭВ: миграционная служба не прислала банкам так называемые спецификации — то есть параметры изменения IT-систем для работы с сервисом ФМС в СМЭВ. Источник говорит, что фактически проблема не решена. Зампред НСФР Александр Наумов считает необходимым снять обязанность проверки паспортов на сайте ФМС и через СМЭВ с банков, заменив его правом на такую проверку — пока все технические проблемы не будут решены.

Помощница Аркадия Дворковича Алия Самигуллина от комментариев отказалась.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Электронные госуслуги, ЭЦП