Без нотариуса не обойтись
С какими проблемами сталкиваются нотариусы сегодня при взаимодействии с регистрирующими органами? Как можно усовершенствовать электронный документооборот нотариата? Какими должны быть тарифы в этой сфере? — обсудили 17 апреля участники слушаний «Актуальные вопросы дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации о нотариате», организованных Межкомиссионной рабочей группой по подготовке экспертных заключений ОП и Московской городской нотариальной палатой.
«Если вопросы доступности нотариата, стоимости работ нотариусов можно было бы отнести к проблемам отдаленных перспектив, то их взаимодействие с Росреестром необходимо обсудить сегодня», — считает заместитель председателя совета федерального государственного бюджетного научного учреждения «Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации», член ОП нового состава Лидия Михеева.
«Возможность взаимодействовать с Росреестром у нас появилась после вступления в силу Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ“ (№ 379-ФЗ). Росреестру тоже стало удобнее работать с нотариально выверенными документами», — отметил Президент Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик.
По его мнению, этот закон решил и вопросы организации единой электронной системы. «Теперь необходимо получить нотариальную возможность получать сведения из ЕГРП в режиме онлайн и обеспечивать передачу на регистрацию в электронном виде».
«У нас есть доступ к информационным ресурсам в справочном виде, но не заверенным электронной подписью», — подчеркнула начальник управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Надежда Лещенко.
Она посетовала на то, что регистратору порой достаточно полутора часов для осуществления государственной регистрации вместо пяти дней, прописанных в ФЗ № 379. Она предложила сократить этот срок.
По словам Президента некоммерческой организации «Нижегородская нотариальная палата» Кирилла Лазорина, в Нижнем Новгороде в этот пятидневный срок регистрации включен и день подачи документов.
Участники заседания не могли не затронуть и проблему тарифов. По их мнению, цена подачи документов в регистрирующий орган в 1000 рублей достаточно низка по сравнению с ценами риэлтерского сообщества. В России у нотариусов сложилась катастрофическая ситуация с обслуживанием инвалидов.
«Государство забывает о том, что мы находимся на самообеспечении. Обслуживание людей на дому вызывает как временные, так и финансовые затраты», — отметил один из участников слушаний и предложил исключить эти затраты из налогооблагаемой базы.
По мнению референта Государственно-правового управления Президента РФ Алексея Терентьева, в основе тарифов должна быть прозрачность. «Люди должны быть уверены, что с них не возьмут больше того, что прописано в законе».
Заместитель Секретаря Общественной палаты Владислав Гриб напомнил о том, что в Германии нотариуса, годовой доход которого составляет менее 1 миллиона евро, штрафуют.
«Нотариат был, есть и будет, он нужен и государству и обществу. У нас есть возможность сохранить сейчас традиции и стабильность в этой сфере деятельности, революции нам не нужны, — отметил Алексей Терентьев. — Что касается возможных изменений, я бы выделил три направления: взаимодействие нотариата и государства, нотариата и общества, нотариата и бизнеса. В частности, если нотариат предлагает бизнесу продукт, то второму этот продукт ему должен быть выгоден. Бизнес должен понимать, что нотариус может предложить ему услугу, которая ему будет необходима», — считает он.
С ним согласился Владислав Гриб, подчеркнув, «для людей, которые ведут активную деятельность, нотариус порой ближе, чем адвокат. «Нотариус обеспечивает и защищает мои права», — отметил он.
По мнению участников слушаний, сегодня сложилась непростая ситуация с архивами. Нотариусы вынуждены хранить их у себя. Изменений одного законодательства о нотариате недостаточно, надо вносить изменения и в законодательство об архивном деле.
«Тема нотариата — вечная», — резюмировал Владислав Гриб и отметил, что все замечания участников слушаний будут обобщены Межкомиссионной рабочей группой и обсуждения проблем нотариата будут продолжены осенью.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: электронный документооборот