Будущее библиотек – в развитии платных услуг
Перспективы внедрения платных сервисов библиотек в России озвучил на конференции «Электронный век культуры» президент корпорации ЭЛАР.
XIII Международная научно-практическая конференция «Электронный век культуры» прошла под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, Российской государственной библиотеки и Российской ассоциации электронных библиотек с 29 сентября по 3 октября в г. Сочи. В мероприятии приняли участие представители учреждений культуры, исследовательских институтов, вузов, международных организаций, коммерческих структур, общественных организаций и СМИ.
Одним из вопросов, обсуждавшихся на конференции, стали возможности развития библиотек в условиях недостатка финансирования и падения читательского интереса. Эту тему осветил в своем докладе «Перспективы внедрения платных услуг в библиотеках и вузах» президент корпорации ЭЛАР Сергей Баландюк. Он подчеркнул, что в данном вопросе Россия значительно отстала от западных стран: ведущие библиотеки мира успешно используют платные услуги в качестве средства привлечения читателей и получения прибыли. В их активе такой набор инструментов, как интернет-магазины, аренда помещений и оборудования библиотек и множество дополнительных сервисов. Так, например, в библиотеке может быть реализована служба трудоустройства, комплекс услуг по подготовке будущих студентов, поиск и подбор тренеров для проведения различных семинаров, консультации по использованию сервисов электронного правительства и т.д. Существуют подарочные сертификаты на пользование платными сервисами библиотек, что лишний раз подтверждает востребованность данных услуг у населения.
Библиотеки университетов на Западе также используют ряд платных сервисов, благодаря которым преподаватели имеют возможность формировать набор учебных материалов в электронном виде, приобретать различные главы и страницы изданий с возможностью компоновки из них собственного материала. Также вузовские библиотеки предлагают доступ к патентным базам данных, публикациям преподавателей университета; в них можно приобрести специальное программное обеспечение для удаленной совместной работы над документами научного состава и студентов.
Перед российскими библиотеками на сегодняшний день открываются перспективы внедрения и развития платных онлайн-услуг. Поскольку отдельно взятой библиотеке сложно реализовать комплекс платных интернет-сервисов, решение данной задачи целесообразно через Национальную электронную библиотеку (НЭБ). Прежде всего, используя билинговую систему НЭБ, библиотеки смогут избежать расходов на платежный терминал. Помимо этого, отпадает необходимость в создании инфраструктуры: на данный момент на портале НЭБ уже реализован ряд функций, позволяющих библиотекам наладить взаимодействие с потребителями. В первую очередь, это сервис поиска и подбора информации. Пользователи смогут получать первичное консультирование по услугам, способам оплаты и т.д. по телефону или на портале Национальной электронной библиотеки, а затем делать заказы через личный кабинет. Кроме того, у посетителей библиотек есть возможность сохранить в личном кабинете графические образы скопированных на комплексах самостоятельного сканирования документов и произвести оплату. Таким образом, единый центр обслуживания НЭБ возьмет на себя функции приема заказов и перевода денежных средств от читателей к библиотекам.
Если говорить о развитии платных интернет-сервисов в библиотеках, то уже в 2015 году на портале Национальной электронной библиотеки будут реализованы такие услуги, как удаленное составление библиографических описаний, аннотирование и подготовка списков использованной литературы. Тогда же для библиотек университетов станет возможна реализация через НЭБ системы подготовки и продажи студентам материалов на основе существующих учебных пособий и других изданий.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)
Ключевые слова: электронные услуги