Эксперты IT-Форума: в России совершен значимый скачок в упрощении взаимодействия граждан с властью

01.01.2010

В рамках VIII Международного IT-Форума в Ханты-Мансийске состоялась панельная дискуссия «Электронное правительство: новые требования и задачи».

В ней приняли участие руководители профильных департаментов российских регионов, специалисты в области информационных технологий.
Как отмечали эксперты во время разговора, за последние 10 лет в России был совершен значимый скачок в упрощении взаимодействия граждан с органами госвласти за счет внедрения информационным технологий. В первую очередь, был создан единый портал госуслуг. Сегодня им пользуются миллионы граждан и их число каждый день растет.

По словам Максима Казака, главного редактора журнала «CNews»,с каждым годом информационные технологии все глубже и глубже проникают в государственное управление. На сегодняшний день основная задача специалистов, которые внедряют информационные технологии - это повышение качества жизни граждан.

- Все мы помним времена, когда для получения загранпаспорта было необходимо собрать множество документов из разных ведомств, отстоять гигантскую очередь, и только через какой-то промежуток времени получить результат, - отметил Максим Казак. - Создание единого портала госуслуг избавило население от сбора этих бумаг. Чиновникам было запрещено требовать многие справки, которые они сами могут получить в других ведомствах. Это самый видимый результат. Внедряются информационные технологии и в транспорте. Сейчас во многих городах России уже не нужно ждать на остановке, ожидая транспорт. Достаточно установить мобильное приложение на ваш телефон, и вы увидите через какое время, точно подъедет ваш автобус.

По словам эксперта, сегодня новые технологии позволяют перейти на новый этап, когда различные ведомства будут взаимодействовать между собой, и не будут гонять граждан из одного учреждения в другое.

- Есть так называемый феномен связанных данных, когда все ведомства будут знать, что вы, например, изменили имя или фамилию, - отметил Максим Казак. - Сейчас эта информация доступна только ЗАГСу, а другие учреждения об этом не знают. А при запуске новых технологий, как только вы изменили имя, все информационные системы будут знать об этом. Через создание единых систем, когда данные по каждому гражданину будут увязаны между собой, мы сможем избежать мошенничества и, в том числе, отказаться от переписи населения. Государство в режиме реального времени может знать, сколько у него граждан, какие пособия они получают и на какие пособия они имеют права, какого возраста граждане. Так, например, как только родился ребенок, автоматически, когда женщина еще находится в роддоме, государственная машина уже может работать. И молодая мама просто на выходе уже получит свидетельство о рождении ребенка, не собирая никаких справок. Это повысит качество жизни населения.

По словам Владимира Авербаха, директора департамента развития электронного правительства Минком связи РФ, на сегодня доля граждан, получающих госулуги в электронном виде составляет 40 процентов по стране. Это в абсолютных цифрах 22 миллиона человек, которые за последние 12 месяцев, так или иначе, воспользовались электронными каналами.

- Новая тенденция – выписка из лицевого счета, подписанная электронной подписью, - рассказал Владимир Авербах. – Она используется при кредитовании, когда человеку не нужно брать справку о заработной плате. Банк готов принять всю информацию в электронном виде. Еще один проект, над которым мы работаем с МВД - государственная информационная система «Народный инспектор». Она позволяет по отдельным нарушениям ПДД снять видео нарушения и МВД вынесет постановление о нарушении в удаленном режиме без вызова свидетелей, на основании результатов фиксации.

По его словам, если раньше ключевой показатель эффективности пользования гражданами электронными госуслугами учитывался по охвату населения, то на следующие 5-6 лет он должен учитываться по доле потребления электронных госуслуг. То есть, насколько для государства снижены расходы за счет перехода на электронные каналы и насколько гражданин предпочитает этим реально пользоваться на основе своих жизненных ситуаций.

- С нашей точки зрения, одних рекламных материалов совершенно недостаточно для того, чтобы культура потребления услуг через электронные каналы поменялась, - подчеркнул Владимир Авербах. - Мы считаем, что помимо рекламной компании, которая точечная, в связи с ограниченным бюджетом, необходимо личное убеждение тех сотрудников органов власти и многофункциональных центров, которые предоставляют традиционные услуги. Хочу привести пример, у нас в топ услуг вышли неожиданно услуги по лицензионно-разрешительной работе МВД. Это услуги по получению лицензии на оружие и на лицензию частного охранника. Это происходит потому, что подразделение МВД по выдаче лицензий стало работать таким образом, что на инструктаже инструктор говорит о том, что заявление лучше подавать через портал госуслуг и отмечал, что это очень удобно. Этот удивительный факт мы хотели бы распространить дальше и рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и регионам работать таким образом с посетителями.

Отметим, что раз в два года ООН ведется рейтинг государств по уровню развития электронного правительства. Это исследование позволяет выявить сильные и слабые стороны электронного правительства. В 2014 году Россия смогла сохранить за собой 27 место. Лидером рейтинга стала Корея. Сейчас перед Россией стоит задача войти в топ-20 в 2015.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: Электронные госуслуги