Электронное правительство Казахстана: гособлако, ID-карты, ЭЦП на мобильниках

07.11.2013

Развитие электронных госуслуг в Казахстане не стоит на месте — по уровню возможности онлайн-общения граждан с правительством эта страна соперничает с Сингапуром. В ближайшие годы всю государственную ИТ-инфраструктуру Казахстана планируется перенести в облако. Необходимую для пользования электронными госуслугами ЭЦП гражданам выдают на ID-картах. Скоро ее начнут записывать и на сим-карты мобильных устройств. Выступая на конференции CNews «ИКТ в госсекторе» Бикеш Курмангалиева, заместитель председателя правления «Национального инфокоммуникационного холдинга Зерде», рассказала о текущем состоянии и приоритетах развития электронных госуслуг в Казахстане. «Национальный инфокоммуникационный холдинг Зерде» является оператором Казахстана в сфере развития современных инфокоммуникационных технологий и ИКТ-рынка. Оператор занимается развитием электронных госуслуг и является подведомственной структурой Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана. Бикеш Курмангалиева сообщила, что в стране строится национальное «облако», куда планируется перевести всю государственную ИТ-инфраструктуру Казахстана. Первая очередь «облака» уже построена, и сейчас государство привлекает к проекту различные ИТ-компании в качестве соинвесторов. На данный момент в электронный вид переведены казахстанские государственные базы физических и юридических лиц, «Регистр недвижимости» и «Адресный регистр». В стране выпущено 2,4 млн электронных цифровых подписей (ЭЦП), 500 тыс. которых записаны на ID-карты граждан, заменяющие им удостоверения личности. В дальнейшем ЭЦП планируется записывать и на сим-карты мобильных устройств — это пункт является частью программы развития мобильного правительства. Мобильная платформа выдачи ЭЦП будет создаваться в Казахстане в 2014-2016 гг., сказала Курмангалиева. Для получения некоторых электронных услуг информационного характера ЭЦП от граждан не требуется. Однако комплексные госуслуги, к которым относится выдача удостоверений личности, регистрация новорожденного, постановка на учет в школьные/дошкольные учреждения и др., будут доступны только при наличии цифровой подписи. Бикеш Курмангалиева сообщила, что госорганы страны сейчас сосредоточены на внедрении как раз таких комплексных услуг. К комплексным относится и популярная среди юридических лиц услуга получения лицензий. С 2012 г. все действующие лицензии в Казахстане были переведены в электронный формат. Новые лицензии в любых отраслях выдаются госорганами тоже исключительно в электронном виде. За этот проект Казахстан получил главный приз в категории «Услуги для бизнеса» на «Всемирном саммите по информационному обществу» в 2013 г. К 2014 г. правительство планирует перевести в электронный вид и все разрешительные документы в стране. С 2010 г. в стране работает портал государственных закупок. «Все без исключения виды закупок, начиная от ценовых предложений и заканчивая конкурсами и аукционами, проводятся только в электронном формате», — уточняет Бикеш Курмангалиева. Она также отметила, что государство работает над увеличением спроса на электронные услуги среди населения. В Казахстане существует программа популяризации и обучения граждан использованию госуслуг. В рамках программы в стране создана сеть центров обслуживания населения, которые схожи с российскими МФЦ, и работает единый колл-центр электронного правительства. Кроме того, представители госорганов проводят онлайн-конференции, а на порталах созданы виртуальные приемные. Недавно начал свою работу сайт, на котором правительство аккумулирует открытые данные. Благодаря этим инициативам Казахстан занял 2 место в мире по индексу электронного участия в United Nations E-government Survey 2012, разделив его с Сингапуром. Данный индекс оценивает возможности онлайн-общения граждан с правительством страны. Россия в нем заняла 8 место. Развитие электронного правительства продолжается в Казахстане с 2005 г., когда была принята первая государственная программа по данной тематике. В 2013 г. в стране приняли программу «Информационный Казахстан 2020», которая посвящена созданию условий для перехода к информационному обществу. Помимо развития государственных электронных сервисов, данная программа предполагает стремительное расширение ИКТ-инфраструктуры для населения.

Подробнее: http://www.docflow.ru/news/news/detail.php?ID=27903

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: государственные электронные услуги