Электронное правительство Республики Корея: история и опыт создания

20.01.2016

Южная Корея занимает первое место в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства за 2014 год (составляется ООН раз в два года). В предыдущем рейтинге она также являлась лидером.

В Республике Корея принято выделять следующие этапы развития электронного правительства:

Правительство 1.0 – ориентировано само на себя (внутренняя автоматизация обработки данных), взаимодействие с гражданами осуществляется в одностороннем порядке и офлайн.

В середине 80-х годов прошлого века государство приняло стратегическое решение о внедрении информационных технологий в сектор государственного управления. В период с 1987 по 2000 годы в органах власти осуществлялся перевод рабочих процессов на цифровые технологии, формировалась инфраструктура электронного правительства. На данном этапе автоматизирована деятельность основных ведомств (таможенная служба, налоговая служба, патентное ведомство). Создана инфраструктура электронного правительства, портал электронных закупок, запущен сервис информирования граждан через смартфоны.

Правительство 2.0 ориентировано на граждан, взаимодействие с ними осуществляется онлайн и интерактивно.

В период с 2001 по 2007 годы расширялся спектр электронных услуг, осуществлялся полный перевод всех процессов на цифровые технологии. По окончании этапа спектр электронных услуг для граждан и бизнеса увеличился, повысилась эффективность и прозрачность управления за счет проведения административной реформы, обеспечено взаимодействие между информационными системами электронного правительства.

Правительство 3.0 ориентировано на конкретного человека, обеспечивает открытый доступ к данным, необходимым для взаимодействия с государством, стремится предвосхитить потребности гражданина в государственных услугах.

Государственные услуги предоставляются посредством мобильных устройств. В период с 2008 по 2012 годы проводилась интеграция информационных систем электронного правительства для обеспечения бесперебойного предоставления электронных услуг гражданам. Пример – услуга по получению пособий. После подачи заявления на получение пособия в уполномоченном ведомстве в реальном времени сотрудник (чиновник) получает информацию о недвижимости, транспортных средствах, фактах пересечения границ, доходе, пособиях, штрафах и другую информацию о лице, подавшем заявление. Собранная информация помогает удостовериться в том, что лицо, подавшее заявление, действительно нуждается в государственной поддержке. После анализа собранной информации принимается решение о выдаче либо отказе в выдаче пособия. Для получения пособия гражданину достаточно подать только заявление. В подобном режиме работает большинство государственных услуг Республики Корея как для физических, так и для юридических лиц.

Читать также: «Южная Корея собирается перевести 60% электронного правительства в облако к 2017 году»>>

С 2013 года в Республике Корея реализуется стратегия «умного правительства» — электронное правительство 4.0.

Новая стратегия ориентирована на переход к максимальному использованию мобильных устройств, которые в настоящий момент имеются у всех жителей Республики Корея. Мобильные телефоны используются для предоставления электронных услуг, информирования, оповещения, оплаты проезда. Дополнительно правительство поставило перед собой задачу увеличить сбор и обработку больших данных, и использовать их не только для нужд государственного управления, но и предоставить населению республики.

Основную регулирующую роль в работе электронного правительства играет министерство безопасности и государственного управления. Оно разрабатывает комплексные планы национальной информатизации, правила работы электронного правительства, а также внедряет проекты, связанные с организацией межведомственного взаимодействия. С 1995 по 2012 год, помимо этого министерства, работу над электронным правительством курировал президентский совет по национальной стратегии в сфере ИКТ, в задачи которого входили разработка концепций и целевых показателей национальной информатизации, проведение анализа планов и контроля реализации проектов электронного правительства. В каждом ведомстве организовано управление проектами электронного правительства, назначен директор электронного правительства, ответственный за реализацию планов. Ведомствам активно помогают внедрять проекты электронного правительства экспертные организации и сообщества.

В начале 2000-х годов при расширении электронного правительства и интеграции в него ведомств обнаружились существенные технологические трудности, которые повлияли на смену всей парадигмы. На тот момент в ведомствах стояли решения крупных вендоров — Samsung (SYSTEMiER), LG (LAF/J), SK (Jgarnet), HP (Instant/Onenterprise), MS (.NET), что существенно затрудняло процессы интеграции. Поддержка и развитие всех платформ обходились для государственного бюджета дорого, кроме того, ситуация негативно сказалась на конкуренции и привела к тому, что малый и средний IT-бизнес сократился и ушёл из области государственной информатизации.

Для исправления положения правительство приняло решение о создании единой стандартизованной платформы электронного правительства на основе программного обеспечения с открытой архитектурой (eGovFrame). В настоящеевремя все системы электронного правительства Республики Корея построены на этой платформе, она активно поддерживается и развивается. Это позволило небольшим компаниям участвовать в конкурсах на создание систем и приложений электронного правительства для различных ведомств, а также решило вопросы межведомственного взаимодействия. В настоящее время для платформы eGovFrame разработаны руководства и шаблоны программирования. Программное обеспечение свободно распространяется с государственного ресурса, в том числе в исходных кодах. В настоящее время проведено свыше 300 тысяч загрузок исходного кода платформы, реализовано свыше 409 проектов, 68% из которых выполнены малыми и средними предприятиями. Использование единой платформы позволило существенно сократить бюджет на разработку новых и поддержку действующих систем электронного правительства. Платформа eGovFrame получила распространение еще в восьми странах, в частности, в Болгарии, Мексике, Монголии, Вьетнаме.

Читать также: «Южная Корея разработала для Нигерии план по развитию электронного правительства»>>

Независимые информационные системы ведомств электронного правительства Республики Корея объедены в общий центр GIDC, в котором осуществляется профессиональное управление всеми данными. Центр GIDC имеет восемь уровней защиты, оснащён системой анализа для предупреждения взлома, системой обнаружения взлома, системой защитыпри чрезвычайных ситуаций. Центральная часть электронного правительства – механизм совместного использования информации, функционально аналогичный российским единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Ведомство, которому необходимы дополнительные сведения, изначально получает согласие от заявителя на обработку требуемых данных, после чего формируется информационный запрос и через центр совместного использовании информации, в котором происходит аутентификация и проверка права доступа, передается в ведомство, владеющее информацией, далее запрашиваемая информация тем же путём, по которому пришёл и обрабатывался запрос, передаётся инициировавшему запрос ведомству.

Ещё одним интересным элементом электронного правительства Республики Корея является система управления рабочими процессами On-Nara (в переводе с корейского – «вся страна»). Система On-Nara установлена на всех рабочих компьютерах чиновников и представляет собой единую систему документооборота, где проходят подготовка, согласование и отправка документов. В систему On-Nara приходят электронные заявления от заявителей, в ней же готовится ответ. В системе ведётся учет действий пользователей и хранятся все версии документов. С On-Nara интегрированы специализированные системы электронного правительства. В системе работает более 362 тысяч чиновников из 154 ведомств центрального и регионального значения.

В Республике Корея функционируют несколько порталов для взаимодействия с гражданами и бизнесом. Порталы имеют различную специализацию: получение государственных услуг, подача обращений и жалоб, поддержка бизнеса. В настоящее время правительство ориентировано на развитие мобильных приложений, на формирование так называемого мобильного электронного правительства. Выпущено множество «правительственных» мобильных приложений, повышающих удобство обращения к государственным сервисам и услугам.

Мобильные приложения позволяют узнать о штрафах и оплатить их, подать жалобу, сопроводив её фотографией, при обнаружении чрезвычайной ситуации оповестить экстренные службы, предусмотрена рассылка SMS-сообщений людям, находящимся на определенном расстоянии от места происшествия. Через мобильный телефон можно подать заявление на получение социальных пособий, патентов, оплатить пошлину, проезд и многое другое. Ответ от ведомства приходит также в мобильное приложение. Ведомства отвечают за выпуск и функционирование мобильных приложений. Структура мобильного приложения позволяет в короткие сроки собрать отклики об удобстве или востребованности того или иного «правительственного» сервиса.

В Республике Корея активно идет работа с открытыми и большими данными. Пример – проект организации движения городского наземного транспорта.

Население Республики Корея составляет более 50 миллионов человек, загруженность городского транспорта, особенно в часы пик, была существенной проблемой для жителей городов. Первый проект был реализован в Сеуле. В начале проекта была собрана и проанализирована информация о пассажиропотоке, далее по результатам анализа проведена оптимизация маршрутов и количества задействованных на данных маршрутах транспортных средств. После чего все транспортные средства оснастили GPS-приёмниками, информация с которых стала собираться в единый центр контроля. Сейчас все остановки общественного транспорта в Сеуле и других крупных городах оснащены интерактивными табло с указанием времени и номера автобуса, если автобус задерживается, эта информация также отражается на интерактивном табло. Для мобильного телефона доступно приложение, по которому можно отслеживать время движения автобусов и оптимально планировать свой маршрут, задав начальный пункт и пункт следования.

Задачу предоставления данных в открытых форматах (не форматах разработчика) для граждан, бизнеса, СМИ, научных учреждений правительство взяло на себя. Различную информацию о финансах, транспорте, окружающей среде, науке, культуре, статистических сведениях можно узнать на специализированных порталах, либо установив приложение на мобильный телефон.

В настоящий момент электронное правительство Республики Корея развивается по четырем направлениям. Главными из них считаются предоставление новых комплексных услуг на основе мобильных технологий и индивидуального подхода, а также предоставление в интерактивном режиме гражданам услуг, основанных на анализе больших данных.

Развитие «Интернета вещей» (IoT) нацелено на выявление и удовлетворение спроса на новые услуги для общества на базе IoT в рамках предупреждения преступлений, защиты детей, реагирования на стихийные бедствия, контроля парковок и незаконных свалок.

Опыт Республики Корея в создании электронного правительства активно изучается и применяется в Белоруссии  и Узбекистане.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО