Электронное правительство в Беларуси: как добиться эффективности?

22.04.2013

В Беларуси заметен существенный прогресс сервисов электронного правительства. В то же время эксперты отмечают невысокую эффективность работы уже имеющейся системы электронного взаимодействия. Как исправить существующую ситуацию и избежать новых проблем?

По данным статистического сборника ООН "Электронное правительство. Обзор 2012", Беларусь улучшила свои позиции на три пункта по сравнению с предыдущим годом, заняв 61 место из 193 стран мира. Вместе с тем рейтинг результативности белорусских проектов, оцениваемый департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, остается ниже среднего показателя по Восточной Европе.
 
– Пока рано говорить о существующем в Беларуси электронном правительстве – по оценкам экспертов ООН электронные услуги у нас предоставляются на 22 %. Что касается проектирования, то судя по реализации подпрограмм, идущей в области электронных услуг, речь идет скорее об информатизации, нежели о бенефициарах или предоставлении услуг гражданам или юридическим лицам, – объясняет академический директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA Дмитрий Маркушевский.
 
На данном этапе развития системы электронного взаимодействия в Беларуси налажен электронный внутриведомственный документооборот, ведутся работы по активизации межведомственного документооборота. Эксперт отмечает, что для многих тактических задач технические решения находятся, но решение стратегических задач определяется не только IТ-специалистами.
 
– Задачи внедрения систем электронного взаимодействия (электронного правительства) - эффективность деятельности государственных органов, оказание услуг граждан, быстрое решение их проблем. Но необходимость стратегического планирования ясна далеко не всем, – дополняет аналитик Марина Соколова. – Неправильно всю работу по концепции системы электронного правительства свести к высокоуровневому техническому проектированию. С другой стороны, невозможно планировать без учета технической стороны процесса. Тут обязательно участие обеих сторон, наличие четкого плана и знание функций, которые в итоге будет выполнять система, в соответствии с миссией органа исполнительной власти.

По словам эксперта, прежде чем переходить к техническому созданию системы электронного правительства, необходимо выработать стратегию системы электронного взаимодействия, разработать специальную образовательную программу для граждан и близкую к практике программу повышения квалификации для государственных служащих. Еще один важный момент – законодательное обеспечение защиты персональных данных, подвергающихся автоматической обработке.
 
– Пока граждане не всегда испытывают уверенность в том, что если что-то сделать виртуально, то эта процедура корректно зарегистрируется, – добавляет Марина Соколова. – Должна вестись работа, не только направленная на инфраструктуру, но и на имидж (что это надежно), на обучение граждан (что это легко и просто). Если просто создавать портал по оказанию электронных услуг в надежде сэкономить, то, как показывает международный опыт, мы просто много потратим, но соизмеримой с затратой отдачи так и не получим.
 
Кстати, в прессе в свое время сообщалось, что когда в 2007 году кандидат в президенты США Барак Обама проанализировал реализованные ранее решения в сфере процесса информатизации, выяснилось, что эффективность около половины федеральных проектов равна нулю. В Великобритании были созданы системы электронного взаимодействия в сфере здравоохранения, было потрачено много денег, но безрезультатно.
 
– Сама затраченная сумма говорит не о многом. Нужно думать о том, какой эффект мы хотим получить, потому что электронная услуга в итоге может стать дешевле и проще, но не завтра. На первых этапах формирования электронного правительства – это огромные инвестиции, – отмечает Марина Соколова.
 
Если учесть вышеперечисленные сложности, а также крупные суммы, которые выделяются из бюджета страны для создания электронного правительства, возникает вопрос: в чем же преимущество электронного правительства, нужна ли такая система в Беларуси?
 
– Что касается ожидаемых результатов, то в первую очередь это скорость. Скорость решения всевозможных вопросов, регистрация бизнеса, открытие предприятий, получение паспорта в течение двух часов, а не двух недель, рассмотрение обращений граждан также не в течение двух недель или месяца, а быстрее... – объясняет Дмитрий Маркушевский. – Дополнительный элемент – прозрачность. В тех странах, где отмечается прогресс в области электронного правительства, принцип прозрачности приносит свои плоды – повышается уровень ответственности чиновника при рассмотрении обращений граждан, когда гражданин может отслеживать, как проходит его электронная бумага или документ. Это добавляет прозрачности и всем остальным процессам, например, прозрачным становится распределение земельных участков.

Дмитрий Маркушевский и Марина Соколова представили свое исследование в рамках проекта BIPART "Электронное правительство в Беларуси: инфраструктура создана – что дальше?".
 
- Проект BIPART существует в рамках Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA . У нас есть учебное крыло и крыло для исследований. Сейчас у нас уже второй раунд аналитических документов. Мы фокусируемся на узких темах и интеллектуальных подходах к реформам госуправления, эффективности госорганов и т.д. – поясняет академический директор Белорусского института реформы и трансформации публичного администрирования BIPART Инна Ромашевская. - В конце мая планируется запуск образовательного проекта, который называется "Кошт урада" и рассчитан на самую широкую аудиторию. Наши люди часто думают, что государство берет деньги в неизвестных местах, потом куда-то их тратит. Проект позволит посчитать с помощью виртуального калькулятора, как расходуются его налоги, какие программы финансируются с его помощью, а также внести свои предложения.

Источник: it.tut.by

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: электронный документооборот