Электронные дневники – проект миновал острую фазу развития, его состояние стабильно, считают в ДИТ
В четверг 29 января в Мосгордуме состоялся круглый стол на тему московского электронного дневника и журнала. О результатах работы над информационно-аналитической системой «Московский регистр качества образования: проблемы и перспективы развития», а также о ее дальнейшем развитии рассказали руководитель департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ) Артем Ермолаев, представители столичного департамента образования, директора школ, педагоги, члены родительских комитетов, а также представители ученического сообщества. Модератором дискуссии выступил председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев.
Первым слово предоставили главе ДИТ Ермолаеву. Он напомнил, что аналогичное собрание уже имело место два месяца назад, и тогда на разработчиков дневника лился бесконечный поток критики и нареканий. Все замечания были рассмотрены и переданы ответственным людям, сказал Ермолаев. Пользователи жаловались, что не могут войти в систему, жаловались на пропажу оценок, учетных записей, пропажу учеников и учителей из системы и т.д. Теперь в ДИТ готовы представить результаты проделанной двухмесячной работы.
По словам Ермолаева, главное, чего удалось достичь, — это стабилизация работы системы. Он привел следующие цифры: за два месяца число уникальных пользователей увеличилось с 444 тысяч до 618 тысяч в месяц, количество просмотров выросло с трех миллионов до девяти миллионов, произошло сокращение времени загрузки одной страницы с 30 секунд до 2 секунд – что свидетельствует о положительной динамике.
Напомним, в электронном дневнике ведется запись отметок ученика, расписание, домашние задания, можно также увидеть средневзвешенную оценку за четверть или другой отчетный период. Дневник также позволяет детям общаться и с учителями, и с другими учениками, обмениваться файлами и выдавать разного рода отчеты.
Неположительный личный опыт
Сразу скажем, что автор этих строк – мама юной московской школьницы – по своему личному опыту не может сказать, что работа электронных дневников налаживается. Первая попытка освоить его была предпринята еще в сентябре, в начале учебного года. Тогда система упорно не находила данных на ребенка, сколько ни пробуй их найти. То же самое говорили и другие родители в классе. Повезло не столкнуться с IT-проблемами только части родителей.
После оптимистичных заявлений ДИТ и других участников «круглого стола», утверждающих, что работа дневников стабилизировалась, корреспондент D-Russia.ru вновь предприняла попытку посмотреть дневник ребёнка в Сети – на этот раз система просто висела и не выдавала вообще никаких сообщений. После 20 минут ожидания с огорчением пришлось констатировать, что пользоваться этим дневником все еще невозможно.
Цель – дать учителю больше времени на ученика
Ермолаев первым делом подчеркнул, что главной целью, на которую они ориентируются в работе, является уменьшение затрат времени учителя на разного рода отчеты, и, соответственно, увеличение времени, которое педагог тратит на учебный процесс.
Эта цель, по словам присутствующих на круглом столе, пока не достигнута. Ермолаев это объяснил тем, что данные в систему вводятся однократно, таким образом, облегчение наступит позже.
Этот же вопрос – насколько введение электронного дневника пойдет на пользу учебному процессу, и каков процент времени, которое учитель тратит на заполнение этого дневника, заинтересовал и присутствующего аудитора Счетной палаты. Конкретных цифр Ермолаев не привел, но пообещал посчитать и представить результаты в сравнении с данными для бумажных дневников.
Что касается других параметров работы, то, по словам главы ДИТ, за два месяца сократилось количество обращений в техподдержку (с 1200 до 100 в сутки), доля не решенных в срок обращений упала с 80% до 7%. За два месяца вышло семь новых релизов и прошло около тысячи ревизий в системе контроля. При этом рост удерживаемой нагрузки на ресурс вырос с девяти до 22 тысяч одновременных запросов. Это произошло за счет добавления серверных мощностей и доработки ПО.
Подытоживая сказанное, Ермолаев сказал, что «экстремальная» часть работы над электронным дневником завершена, и наступает время стабилизации работы системы.
Присутствующие на встрече директора школ и лицеев, а также представители родительского сообщества констатировали, что положительные изменения действительно есть, но проблем остается много. В числе жалоб были:
трудности при добавлении нового ученика или учителя – на это уходит 2-3 недели, и все это время человек исключен из системы домашних заданий и т.д.;
проблемы с определением средневзвешенной оценки. Это связано с тем, что у разных школ разные системы оценивания: по 5-ти, 10-ти и даже 100-бальной системе. При выставлении итоговой годовой оценки разные образовательные учреждения ориентируются как на среднеарифметическую оценку по четвертям, так и на оценки последних четвертей. Система электронного дневника и журнала эти особенности не учитывает;
отсутствие в системе дополнительного образования, что заставляет преподавателей вести часть отчетности в электронном виде, а часть — в бумажном;
в настоящий момент тестируется система безопасности, которая предлагает менять пароль раз в два месяца, при этом не дает использовать прежние пароли. Проблема в том, что сложный пароль многие учителя забывают, а восстановление требует больших временных затрат. Директора просят конкретных инструкций, как сделать процесс менее проблемным для всех участников;
учителя жалуются на отсутствие инструкций, чем одна версия системы отличается от другой.
Кроме того, как оказалось, проблема исчезновения из системы оценок, учеников и т.д. также пока до конца не решена. Ермолаев пообещал учесть все замечания. Также, по его словам, в департаменте уже наладили мониторинг жалоб на систему на основании комментариев пользователей в соцсетях и блогах – с пользователями выходят на связь, с ними разговаривают, обсуждают и выясняют проблемы.
Дело будущего — мобильная версия и домашнее образование
По словам главы ДИТ, градус родительских страстей по поводу введения электронного дневника постепенно снижается.
Пользователи, особенно родители, начали осознавать, что отказ от бумажных носителей в учебном процессе необходим. Об этом рассказали представители родительского и учебного сообществ. Они замечают проделанную работу и готовы идти на конструктивный диалог с разработчиками.
Среди учеников процесс идет быстрее – дети с удовольствием пользуются электронными сервисами, но при этом замечают имеющиеся «глюки и тормоза» в системе. Об этом рассказали непосредственно ученики.
Из нововведений глава ДИТ в ближайшее время пообещал появление мобильной версии (к лету 2015), версии для слабовидящих, понятные инструкции для учителей, доработку функционала для учеников с домашней формой обучения, а также дальнейшую работу над системой.
Источник: Экспертный центр Электронного государства, Татьяна Костылева
Тематики: Регулирование, Web
Ключевые слова: электронные услуги