ФНС продолжает расширять рамки электронного взаимодействия
Приказом ФНС России от 14 января 2014 г. № ММВ-7-6/8@ введена в промышленную эксплуатацию подсистема «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» (подсистема ЛК-3).
Приказом утверждены «План мероприятий ввода в промышленную эксплуатацию подсистемы», «Рекомендации для налогоплательщиков по работе с подсистемой», а также «Регламент эксплуатации ЛК-3», раскрывающие назначение подсистемы, которое состоит в «оптимизации процессов взаимодействия налогоплательщика — юридического лица с подразделениями ФНС России путем предоставления налогоплательщику доступа к информационным ресурсам ФНС России с использованием телекоммуникационных каналов связи и организации электронного документооборота». По мнению законодателя, благодаря качественному информированию налогоплательщика сервис позволит повысить собираемость налогов, ускорит процессы приема и обработки документов и даст возможность принимать более правильные решения в области мониторинга расчетов с бюджетом налогоплательщика и управления им.
По словам начальника Управления информатизации ФНС России Татьяны Матвеевой, основополагающая цель создания интерактивного сервиса — повышение качества обслуживания налогоплательщиков и развитие принципа экстерриториальности. «Прежде всего „Личный кабинет“ — это сэкономленное на взаимодействии с налоговыми органами время представителей юридического лица, — отметила она. — Благодаря сервису налогоплательщик может, не выходя из офиса, получить о себе всю информацию по данным налоговых органов: выписка из реестра ЕГРЮЛ, данные об учете, данные расчетов с бюджетом — задолженность и переплата, сведения о невыясненных платежах, направить обращение (с получением ответа). Направить заявление на зачет/возврат, на уточнение платежа, на проведение сверки с налогоплательщиком и т. п. При этом при наличии нескольких филиалов есть возможность получить всю информацию в одной точке».
По мнению независимого эксперта Павла Плотникова, введение в промышленную эксплуатацию ЛК-3 по сути является очередным этапом перехода на электронный обмен документацией между бизнесом и государством: «Уже сейчас есть почти все необходимое для отказа от бумаги в бухгалтерии: утвержденные форматы электронных счетов-фактур, ТОРГ-12 и актов выполненных работ, есть единый портал ЭЦП в РФ».
Из преамбулы Приказа очевидна проведенная предварительная опытная эксплуатация ресурса, обеспечивающая проверку возможностей функционирования подсистемы в реальных условиях, готовности персонала ФНС к работе в ней. Вопрос электронного взаимодействия для налогоплательщиков был решен более года назад, когда появилась возможность обмена счетами-фактурами и отправки отчетных документов в налоговый орган через оператора ЭДО. Поэтому появление подсистемы не должно вызвать существенных затруднений с практической стороны, напротив, появление ЛК-3, возможно, станет удобным ресурсом и для тех, кто пользовался услугами операторов, и тех, кто только начинает осваивать электронное взаимодействие. Однако, по словам г-жи Матвеевой, прямой зависимости между пользованием услугами сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» и представлением отчетности через операторов ЭДО нет. «Но следует отметить, что все налогоплательщики, представляющие налоговую отчетность с помощью операторов ЭДО, уже обладают квалифицированной электронной подписью, которая подойдет также и для подключения к „Личному кабинету“. При этом требуется выполнить ряд технических условий и настроек — они перечислены на стартовой странице сервиса», — добавила она.
«Введение личных кабинетов позволит ФНС существенно сократить сроки обмена документами между налогоплательщиками и ФНС, что, безусловно, приведет к повышению собираемости налогов и повышению уровня контроля над юридическими лицами со стороны фискальных органов. Юридические лица также выигрывают от введения ЛК-3, получая удобный инструмент обмена информацией с налоговыми органами. Кроме того, в приложении к приказу впервые прописано создание централизованного ведения актуальной базы данных Федерального хранилища данных (ФХД), что наконец-то позволит выполнить требования 229-ФЗ, по которому налоговая не имеет права требовать дважды один и тот же документ», — считает г-н Плотников.
Все интерактивные сервисы ФНС, в том числе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», предоставляются для налогоплательщика на бесплатной основе.
На что обратить внимание
«Важно, чтобы при первичном подключении электронная подпись принадлежала именно руководителю организации либо иному лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени данного юридического лица. Эта информация проверяется по реестру ЕГРЮЛ. В дальнейшем после подключения руководитель может делегировать полномочия иному сотруднику, после чего в „Личный кабинет“ можно будет входить в том числе и с его подписью, при этом есть возможность ограничить доступ отдельными разделами или филиалами. Кроме того, подключаясь к сервису, следует помнить, что для подъема данных из инспекции потребуется один-два рабочих дня с момента подключения пользователя», — уточнила г-жа Матвеева.
По ее словам, с начала 2014 г. сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» запущен на всей территории Российской Федерации. «Разумеется, все налоговые органы об этом проинформированы. Программное обеспечение всех инспекций автоматически настроено на работу с информацией по подключившимся налогоплательщикам и предусматривает автоматическое получение сотрудниками налоговых органов запросов, направленных налогоплательщиком с помощью сервиса», — сообщила г-жа Матвеева.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование
Ключевые слова: электронный документооборот