Германия: Закон об электронном правительстве

23.07.2013

Данная заметка, посвященная обзору основных положений недавно принятого закона «Об электронном правительстве» (Das Gesetz zur Förderung der elektronischen Verwaltung sowie zur Änderung weiterer Vorschriften (E-Government-Gesetz), была опубликовала на сайте Министерства внутренних дел Германии (об этом законе см. также http://rusrim.blogspot.ru/2013/06/blog-post_4980.html ).

Положения «Закона о развитии электронного правительства и о внесении поправок в другие правовые акты» направлены на то, чтобы облегчить электронное взаимодействие с органами исполнительной власти различных уровней и дать федеральному правительству, землям и муниципальным образованиям простой, удобный для пользователей и эффективный инструмент оказания государственных услуг в электронном виде.

Внесенный федеральным правительством законопроект был принят Бундестагом 18 апреля 2013 года. Закон состоит из 15 статей, которые устанавливают следующие ключевые положения:

Обязанность органов государственной власти создать электронные каналы взаимодействия. Для федеральных органов власти предусматривается дополнительная обязанность организовать канал взаимодействия с использованием государственной электронной почты De-Mail;
Основные принципы электронного делопроизводства и замещающего сканирования (о замещающем сканировании см. подробнее: (http://rusrim.blogspot.ru/2013/05/blog-post_13.html );
Упрощение предоставления электронных справок и электронной оплаты государственных услуг;
Публикация отчетности о деятельности органов государственной власти в электронном виде в электронных ведомственных и публичных бюллетенях;
Обязанность по документированию и анализу процессов;
Правила раскрытия государственных данных в машиночитаемом виде (открытые данные).
Вопросам управления электронными документами посвящена статья 6, которая так и называется – «Электронное делопроизводство» (§ 6 Elektronische Aktenführung). Данная статья предусматривает, что федеральные органы государственной власти должны вести свое делопроизводства в электронном виде. Это положение, однако, не применяется в отношении таких органов, в которых использование электронных документов по итогам анализа будет признано нерентабельным. Если же делопроизводство ведется в электронном виде, то орган государственной власти должен с помощью соответствующих технических и организационных мер обеспечить надлежащее выполнение всех принципов делопроизводства.

Интересные положение содержит статья 7 «Оцифровка и уничтожение бумажного оригинала» (§ 7 Übertragen und Vernichten des Papieroriginals), предусматривающая возможность преобразования в электронный вид документов на бумажных носителях с последующим уничтожением бумажных оригиналов. В то же время в законе предусмотрено право органов государственной власти отказаться от преобразования бумажных документов в электронный вид, если такое преобразование потребует непропорционально больших усилий и затрат.

Поскольку основным препятствием для широкомасштабного предоставления электронных услуг органами государственной власти является то, что в качестве эквивалента собственноручной подписи допускается только использование квалифицированной электронной подписи (УКЭП), пока ещё не получившей в стране достаточного распространения, наряду с УКЭП допускается применение и других технологий в качестве электронной альтернативы бумажным формам. В законе названы ещё две технологии, которые могут воспроизвести все функции бумажной формы.

Почта De-Mail, позволяющая достоверно определить отправителя и получателя электронного письма, а также задокументировать факт и время доставки сообщения;
Применение веб-приложений, идентифицирующих пользователя благодаря использованию функциональных возможностей, предоставляемых новыми электронными удостоверениями личности (eID).
Кроме того, предусмотрена возможность постановлением правительства, с одобрения Федерального Совета, разрешить применение в качестве альтернативы бумажным формам и других технологий, обеспечивающих достаточный уровень защиты.

Закон также вносит поправки в ряд других законов в тех вопросах, где, как показала практика, изменения необходимы для того, чтобы расширить сферу и повысить качество оказания электронных услуг.

Все эти изменения внесены на основе анализа результатов опросов советов по использованию ИТ-технологий относительно правовых барьеров для использования электронных процедур. Большая часть изменений связана с устранением законодательно-нормативных требований о предоставлении документов только в бумажной форме и/или о личном присутствии.

Закон также содержит положения, предусматривающие проведение оценки эффективности и дальнейшее совершенствование электронного правительства.

Текст закона доступен по адресу:

http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/Gesetzestexte/Entwuerfe/Entwurf_EGovG_.pdf;jsessionid=7FD137B13B0118ACD47BE4BF472957C2.2_cid295?__blob=publicationFile

Источник: сайт Министерства внутренних дел Германии http://www.bmi.bund.de/DE/Themen/IT-Netzpolitik/E-Government/E-Government-Gesetz/e-government-gesetz_node.html

Автор: Наталья Храмцовская

Источник: http://rusrim.blogspot.ru/2013/07/blog-post_23.html

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: электронное правительство