Как работают «Госуслуги» в Петербурге

01.01.2010

Правительство России еще в 2009 году постановило обслуживать граждан с помощью единого портала госуслуг. Однако спустя почти семь лет все опции электронного документооборота до сих пор недоступны для большинства россиян.

Новый срок — через год
26 марта этого года было принято решение об очередной отсрочке по реализации всех государственных услуг в электронном виде. В настоящее время даже существующие сервисы могут оказывать услуги лишь половине из 25 миллионов зарегистрированных пользователей. В разных регионах разные проблемы: где-то можно оформить российский или загранпаспорт, но нельзя регистрировать бизнес и недвижимость или записывать детей в детсады и школы... Теперь федеральные чиновники называют июль следующего года крайним сроком, когда «Госуслуги» должны заработать на сто процентов.

«Никаких очередей, переплат и непоняток»
Популярность городского портала «Госуслуг», несмотря на трудности, как это было с поступлением первоклашек, неустанно растет. По данным статистики на сайте gu.spb.ru, только в феврале 2016 года было сделано 312 260 обращений. Для сравнения: за аналогичный период в 2015 году их было 285 402, а в 2014 году — 220 124.

Впрочем, петербуржцам нравится получать справки и документы, не простаивая в очередях или в безуспешных попытках попасть к необходимому чиновнику.

«Одно из немногих «медведевских» достижений. Недавно получил загранпаспорт, подав заявление через портал. Никаких очередей, переплат и непоняток», — рассказывает читатель «Фонтанки.ру» Алексей.

Есть у «электронного правительства» и противники, столкнувшиеся с неполадками и ошибками.

«У меня ФНС не может полгода снять учета проданный автомобиль, зато новых стало сразу два: абсолютно одинаковых, но в разных инспекциях...» — ругается блогер Иван Г.

В технической поддержке петербургских «Госуслуг» считают, что сбои связаны с большим количеством посетителей сайта.

«Через день какое-то техническое обслуживание. Даже когда попадешь в момент, когда вроде работает, начинаешь формировать выходные документы — выдает ошибку, — возмущается Роман Белоруков. — Поддержка отвечает, что, мол, много народу. А они как думали — полтора человека будет на госуслугах сидеть?!»

Как зарегистрироваться на городском портале «Госуслуги»
1-й способ: «упрощенный». Ввести на сайте gu.spb.ru свой мобильный телефон. Полученное СМС с кодом позволит завести личный кабинет. Но выбор услуг при таком способе существенно ограничен: можно получить справку на ветеринарную деятельность или записаться к врачу. Последнее оказалось сложным. Талончиков к специалистам практически никогда нет, куда проще позвонить в районный колл-центр или прийти в поликлинику.

2-й способ: «стандартный». Для того, чтобы подтвердить свою личность, предусмотрен ввод данных паспорта и номера пенсионной страховки (СНИЛС). После проверки данных в ПФР и ФМС клиенту откроется еще один набор услуг, по-прежнему не полный: оплата штрафов ГИБДД, получение патента и пр.

3-й способ: «подтверждение личности». Окончательно убедить чиновников, что вы — это вы, можно, придя в один из МФЦ или офисов банка «Открытие». При себе нужно иметь паспорт, СНИЛС и ИНН. Если желания общаться с чиновниками нет, можно попросить через сайт выслать заказное письмо с кодом. Соответственно, тогда придется сходить еще и на почту.

В поликлинику без полиса
Петербург стал первым городом в России, где начали внедрять электронный полис ОМС. Горожане могут обратиться на городской сайт gu.spb.ru, где можно самостоятельно оформить медицинский документ. Обладатель такого «ноу-хау» может получать помощь без предъявления полиса, так как у врачей есть доступ к единой базе застрахованных. Правда, и тут есть проблемы — в пилотном проекте участвуют всего 29 медучреждений, а сама услуга доступна только для миллиона горожан.

Тематики: Интеграция, ПО