Какие положения 44-ФЗ вступят в силу с нового 2016 года?
С 1 января 2016 года вступают в силу положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Они регулируют планирование, нормирование закупок и прочие сферы. На что именно надо обратить внимание и к чему надо подготовиться заранее, рассмотрим ниже.
Запуск ЕИС
С 1 января 2016 года будет введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). Для бесперебойного перехода на новую систему в период с 1 по 10 января 2016 года поставщикам будет обеспечен доступ к данным ЕИС как через существующий интерфейс, так и через новый. В ЕИС сохранятся ранее реализованные на сайте закупок zakupki.gov.ru интерфейсы, но расширится функционал.
Нововведения, которые затронут ЕИС:
1. Система будет взаимодействовать с другими ИС, в том числе с системой «Электронный бюджет», что обеспечит интеграцию бюджетных и закупочных процессов. К преимуществам организации информационного взаимодействия относится:
•формирование сведений только в структурированном виде на основании единых электронных формуляров;
•организация бизнес-процессов заказчика в электронной форме в части формирования, согласования и утверждения закупок в одной ИС;
•интеграция бюджетного и закупочного процессов;
•расширенные сервисы для внешних систем размещения закупок, региональных и муниципальных информационных систем.
2. ЕИС станет «дружелюбнее» по отношению к малому и среднему бизнесу. Правительство Российской Федерации установило годовой объем закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2016 года в ЕИС будут размещаться соответствующие годовые отчеты с учетом указанных объемов.
3. ЕИС предоставит новые возможности для контроля и аудита. Система будет предоставлять контролирующим органам аналитические инструменты, позволяющие отслеживать нарушения в сфере закупок. Более того, аналитические отчеты по закупкам и контрактам будут размещаться в открытом доступе на ЕИС.
По словам представителей Министерства экономического развития, ЕИС призвана минимизировать коррупционную составляющую.
Переход на ЕИС обещает исключить возможность проведения «договорных» тендеров, поскольку все контракты будут заключаться в открытом режиме. Не секрет, что сейчас система распределения заказов не всегда является понятной для участников, и некоторые критерии отбора могут вызывать недоумение.
Сами разработчики надеются, что открытость и прозрачность новой схемы электронных торгов позволит снизить нагрузку на надзорные органы и суды, сократив число жалоб со стороны «проигравших» аукцион участников.
Планирование закупок
С 1 января 2016 г. вступает в силу порядок двухэтапного планирования. Двухэтапное планирование представляет собой ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать ещё один документ — план закупок.
План закупок представляет собой перечень закупок (условно говоря, перечень нужд), которые должны быть удовлетворены, и информацию о средствах, выделенных для их обеспечения. План-график – перечень мероприятий по реализации плана закупок. Он содержит более детальную информацию об условиях процедур определения контрагентов.
Планирование закупок позволит поставщикам (подрядчикам, исполнителям) заранее получать объективную информацию о предстоящих закупках, что, несомненно, будет способствовать повышению конкуренции на рынке госзакупок.
План закупок
Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. В связи с тем, что план закупок, согласно бюджетному законодательству, должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно.
Многих заказчиков беспокоит сложность составления объективного прогноза потребностей в товарах (работах, услугах) сроком на 3 года. С одной стороны, это действительно сложно. Однако не следует забывать, что заказчик имеет право внести изменения в уже утвержденный и размещенный план закупок при наличии обоснованной потребности. Основания для внесения таких изменений содержатся в документе, определяющем порядок ведения плана закупок.
Планы закупок формируются и представляются государственными и муниципальными заказчики в сроки не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа — главным распорядителям средств местного бюджета).
План закупок включает в себя следующую информацию:
•цель осуществления закупки;
•наименование объекта закупки и его описание, а также объем закупаемых товаров, работ или услуг;
•информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;
•объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
•сроки осуществления закупки;
•обоснование закупки.
План-график закупок
План-график закупок является инструментом детального планирования. Он составляется на основе плана закупок на один финансовый год и включает в числе прочего следующую информацию:
•наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы/оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара/работы/услуги, начальная (максимальная) цена контракта, обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена его выплата), этапы оплаты (если предусмотрено поэтапное исполнение и оплата контракта);
•дополнительные требования (при их наличии) к участникам закупки и обоснование этих требований;
•способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
•дата начала закупки;
•размер обеспечения соответствующей заявки участника закупки и исполнения контракта.
Подробнее о плане и плане-графике.
Нормирование закупок
Механизм нормирования вступит в силу с 1 января 2016 года. Он позволит полностью исключить закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства.
Нормирование закупок необходимо для исключения коррупционной составляющей в процедуре размещения заказов. Нередко на практике недобросовестные заказчики нерационально расходуют бюджетные средства, закупая дорогостоящее имущество по завышенным ценам (товары класса люкс). Посредством нормирования закупок законодатель будет устанавливать требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг. Нормирование закупок позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.
Теперь при осуществлении закупок будут учитываться ограничительные нормативы, как по стоимости, так и по характеристикам. Для каждого чиновника будет определено конкретное количество канцтоваров, установлены нормы по услугам связи, оргтехники и т.д.
Кроме того, в обсуждении правовых актов о нормировании в сфере закупок будет принимать участие общественность, так как. локальные акты органов власти подлежат в обязательном порядке размещению на общедоступном информационном ресурсе, которым является общероссийский официальный сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru.
Ожидаемый бюджетный эффект от нормирования закупок выразится, прежде всего, в повышении эффективности использования бюджетных средств.
Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования закупок. В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают свои правила нормирования в соответствии с установленными требованиями.
Обоснование закупок
Эта процедура необходима для того, чтобы установить соответствие планируемой закупки целям ее проведения. Она применяется при формировании плана закупок и плана-графика:
1. При формировании плана закупок заказчик должен обосновать каждый объект закупки исходя из того, соответствует ли он целям и требованиям, которые предъявляются к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене).
2. При формировании плана-графика заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену контракта, способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
ФАС России проводит оценку обоснованности закупок, осуществляя их мониторинг, аудит и контроль, по результатам которой они могут быть признаны необоснованными. Это является основанием для выдачи предписания на устранение допущенных нарушений, а также основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ.
Идентификационный код закупки (ИКЗ)
С 1 января 2016 года почти все госзакупки, проводимые в рамках № 44-ФЗ, получат уникальный идентификационный код (ИКЗ). Благодаря ему информацию о сделке можно будет моментально найти на Официальном сайте закупок zakupki.gov.ru, на электронных площадках и других ресурсах, содержащих информацию о торгах.
Один код будет соответствовать одной закупке. Если закупка состоит из нескольких лотов, то каждому будет присвоен отдельный код. Будет ли единый код у всей многолотовой закупки, пока неясно.
Идентификационный код закупки представляет собой цифровой машиночитаемый код, состоящий из 36 знаков.
Любопытно, что цифровая структура кода имеет одно существенное ограничение. В той части, что касается количества размещаемых заказов, максимальное значение плана-графика равно 999, а плана – 9999. Это предельно допустимое количество закупок для одного заказчика в год и на 3 года соответственно.
Касаемо разряда 30-33, расширен перечень товаров, работ и услуг, закупаемых в электронной форме, а также вводится норма об обязательном применении кодов ОКВЭД2 и ОКПД2 при формировании планов закупок. На сайте economy.gov.ru размещены переходные ключи ОКДП-ОКПД2 и ОКВЭД-ОКВЭД2.
С 30 ноября 2015 года размещение новых планов закупок на 2016 год на ООС возможно только с использованием новых кодов ОКВЭД2 и ОКПД2. До 1 января 2016 года возможно внести изменения в ранее опубликованный на zakupki.gov.ru план закупок с использованием ОКДП и ОКВЭД, с 1 января все изменения – только с новыми кодами.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: электронный документооборот