Кризис не для «умных». Смартфоны продаются лучше, невзирая на спад на рынке мобильников

21.05.2009

В первом квартале 2009 года продажи мобильников в мире упали на 9,4%, до 269 млн штук, подсчитали аналитики Gartner. При этом продажи смартфонов выросли почти на 13%, до 36,4 млн штук. Российские эксперты считают новость позитивной для рынка, отмечая, что общемировые продажи мобильников могли упасть и сильнее. По их мнению, спрос на развивающихся рынках, где проникновение сотовой связи продолжает расти, компенсировал серьезное падение продаж на Западе. Российский рынок пострадал сильнее: по оценкам аналитиков J’son & Partners, продажи мобильников в нашей стране сократились на 18%, до 6,3 млн штук, а спрос сдвинулся в сторону более дешевых моделей.

Несмотря на падение продаж мобильников, сегмент смартфонов продемонстрировал рост — объем продаж «умных» телефонов увеличился на 12,7%, до 36,4 млн штук, говорится в отчете Gartner. Доля смартфонов в общем объеме продаж трубок выросла на 2,5 процентных пункта, до 13,5%. Nokia, оставаясь уверенным лидером рынка, несколько ухудшила позиции: по итогам первого квартала ее доля снизилась на 3 процентных пункта, до 36,2%. Некоторое падение продемонстрировали также Motorola и Sony Ericsson, позиции которых снижаются уже не первый квартал.

Итоги первого квартала аналитик iKS-Сonsulting Максим Савватин назвал неплохими для рынка. «Падение могло бы быть и гораздо большим. Причина в том, что доля реплейсмента на Западе по-прежнему велика и пользователи покупают более дорогие модели телефонов взамен старых. Этим и объясняется продолжающийся рост продаж смартфонов», — говорит г-н Савватин. Действительно, результат первого квартала мог бы быть и хуже, соглашается аналитик MForum Дмитрий Деев. Однако, по его мнению, такой результат связан прежде всего с продажами на развивающихся рынках. «Проникновение в развивающихся странах уже достигло того уровня, который вносит серьезный вклад в общий объем продаж. И распространение мобильных телефонов на этих рынках несколько компенсировало падение продаж на Западе», — полагает г-н Деев. «Общемировое падение продаж на 9—10% было вполне ожидаемым. Рынок поддержали в первую очередь Бразилия, Индия и Китай, где росли продажи бюджетных трубок», — соглашается аналитик J’son & Partners Сергей Савин.

Падение на российском рынке оказалось более серьезным, считают эксперты. «По нашим оценкам, в первом квартале продажи упали на 18%, до 6,3 млн телефонов. Мы прогнозируем по итогам года падение на уровне 15—30%», — говорит аналитик J’son & Partners Сергей Савин. Ранее большую долю в продажах занимал реплейсмент — люди регулярно покупали новые, более дорогие модели, используя в том числе кредитные программы. Сейчас же рынок движется больше в сторону дешевых или средних телефонов, считает г-н Савин. «Но тренд этот скоро изменится — с запуском 3G операторами «большой тройки» будет расти и спрос на телефоны, поддерживающие эту технологию. А такие трубки, как правило, принадлежат к более высоким ценовым сегментам», — добавил аналитик. Дмитрий Деев ожидает падения по итогам 2009 года в России на уровне 15—20% в штучном выражении.

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: Motorola, Nokia, Sony Ericsson