Людмила Бокова: «Российский рынок готов к использованию медицинских интернет-технологий»

22.12.2015

Процесс развития информационных разработок, охвативший Россию, может изменить само понятие современной медицины, которая как одно из приоритетных направлений испытывает на себе особое влияние интернет-технологий, направленных на обеспечение доступности персональной медицины на всей территории страны в рамках национальной технологической инициативы. Однако, несмотря на то что направление является крайне актуальным, Россия сильно отстает от западных стран. Прежде всего это отставание проявляется в отсутствии правового регулирования вопросов, связанных с удаленной работой врача. Об этом рассказала член Совета Федерации Людмила Бокова на прошедшем в Москве форуме «Интернет+экономика», посвященном вопросам внедрения достижений удаленных технологий в здравоохранение и перспективы отечественной интернет-индустрии.

В то время как в России обсуждается вопрос легализации удаленных отношений «врач-пациент», сказала она, на западе масштабно применяют 3D-выращивание человеческих органов и рассматривают возможность внедрения специализированных чипов, с помощью которых можно осуществлять дистанционный мониторинг пациента. Обсуждение проблем телемедицины в России, сказала Бокова, длится уже в течение 15 лет. Это достаточно большой срок, чтобы обговорить все спорные вопросы. Пора либо принимать окончательные решения, либо определяться со сроками, когда такие решения будут приняты.

Необходимость внедрения телемедицины, продолжила Людмила Бокова, является актуальной задачей уже потому, что разница в продолжительности жизни населения разных регионов России продолжает оставаться крайне высокой. Основная причина этого —  разная доступность медицинского обеспечения в субъектах федерации. Телемедицина, обеспечив охват квалифицированной помощью труднодоступные районы, сможет выровнять этот показатель. На сегодняшний день российский рынок уже готов к использованию медицинских интернет-технологий на практике. Задача Минздрава России — оперативно реагировать на изменения рынка. В настоящее время, сообщила Бокова, подготовлены рамочные документы для запуска телемедицины в России, остается только решить, принимать ли концепцию закона в этом сегменте немедленно, учитывая, что альтернативных законов на сегодняшний день нет, или продолжить его доработку.

Генеральный директор УК MEDME Аскольд Романов предупредил, что поддержка, при которой телемедицина приобретет функциональную работоспособность, все еще нуждается в доработке. И прежде всего необходимо разработать алгоритм работы удаленного специалиста, так как, несмотря на необходимость решения ряда технологических задач, основным звеном в интернет-медицине остается лечебный процесс — удаленное дистанционное взаимодействие не изменяет его, а создает новые возможности в достижении как клинического, так и экономического эффекта в лечении целого ряда заболеваний. Технологически система телемедицины уже подготовлена к запуску, однако необходимо разработать точную методологию удаленного лечения, чередуя его с прямым контактом пациента и врача, то есть лечение через инетрент-сессии и онлайн-конференции, должно перемежаться приемом в медицинском кабинете. Этот процесс диктует определенные требования к механизмам взаимодействия участников лечения. В случае каждой конкретной болезни, пояснил Романов, необходимо определить, какой из этапов может проходить удаленно, а на каком требуется непосредственный контакт доктора и пациента. Кроме того, надо оценить показания и противопоказания к удаленному взаимодействию и на основании этих исследований разработать регламент работы врача. Причем этот регламент должен содержать не только стандарты обслуживания и оказания медицинской помощи, но и стандартизованные результаты чередования онлайн- и оффлайн-лечения, так как на разных этапах могут быть задействованы разные врачи. Так, онлайн-специалист может взять на себя задачу первичной консультации, маршрутизации и дальнейшего направлена пациента, а врач непосредственного осмотра – собрать необходимые диагностические данные и осуществить необходимую подготовку для проведения удаленных сеансов. Соответственно, внедрение данных регламентов и стандартов потребует разделения тарифов и  медицинских услуг. В частности, пояснил Романов, инструментальные исследования в удаленных точках может провести средний медицинский персонал, а дешифровка будет проведена специалистами в центрах. Такое распределение позволит в какой-то мере решить вопрос дефицита медицинских кадров на местах. Однако, напомнил он, при разработках новых интернет-технологий нужно постоянно помнить, что главной целью любой инновации остается здоровье пациента. Любые эксперименты должны, прежде всего, отталкиваться от его интересов, то есть любая разработка должна достигать максимальной эффективности только при минимизации побочных эффектов.

Заместитель директора Фонда развития интернет-инициатив по правовым вопросам Искандер Нурбеков добавил, что в настоящее время текущее регулирование позволяет оказывать дистанционную помощь только в рамках скорой помощи либо при экстренных ситуациях. Вне медицинского учреждения такая помощь оказываться не может. Однако она необходима, причем не только в направлении «врач-пациент», но и в направлении «средний персонал-врач». Это связано с тем, пояснил он, что ряд медучреждений имеет диагностическое оборудование и средний медперсонал, способный снимать показания, но квалифицированные врачи, которые могли бы анализировать результаты и ставить диагноз, отсутствуют. Законодательное понятие «телемедицинские услуги», отметил Нурбеков, вовсе не означает принципиального нового вида оказания медицинской помощи — по сути, работа медиков не меняется, просто существующие медицинские услуги будут оказываться при помощи дистанционных технологий. При этом ключевые вопросы, которые встают перед разработчиками, — это вопросы идентификации электронного документооборота между врачом, пациентом и медицинским учреждением, а также определение круга заболеваний, которые можно лечить при помощи телемедицинских услуг.

Кроме того, серьезной проблемой остается вопрос, какие этапы работы врача с пациентом могут регулироваться при помощи удаленных консультаций. В связи с этим необходимо уделить особое внимание таким проблемам, как обеспечение возможности подписания договора на оказание медицинских услуг в электронной форме, и в этой же форме — подпись согласия на медицинское вмешательство. В поправках, продолжил он, которые будут внесены в законодательство, должно быть зафиксировано право компетенции Минздрава России на определение конкретных заболеваний, в лечении которых могут быть использованы телемедицинские технологии.

При рассмотрении нового законопроекта о телемедицине важно разделять понятие телемедицинских консультаций и телемедицинского мониторинга, так как в первом случае основной акцент делается на нормативно-правовом регулировании, в том числе на юридической значимости и безопасности хождения документов в сети интернет, а во втором случае важно обеспечить связку сертифицированных медицинских приборов и соответствующих систем, получающих информацию, что позволяет врачу оперативно реагировать на изменение состояния пациента. В обоих случаях необходимо определить требования к сервисным системам, так как, с точки зрения широты охвата и регламентации, системы мониторинга могут быть чуть менее требовательны, чем системы удаленного консультирования.

Помощник руководителя Роспотребнадзора Анна Сергеева добавила, что интернет в медицинских целях не ограничивается телемедициной и эффективно используется в целях профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни. В качестве примера Сергеева привела проект Минздрава России, посвященный глобальной программе вакцинации, который представляет собой информационный сайт, посвященный вопросам имуннопрофилактики. Большинство родителей, которые сталкиваются с вопросами вакцинации ребенка, сказала Сергеева, первым делом обращаются в интернет, где получают огромное количество противоречивой информации, что приводит к отказу родителей от прививок. Cайт Минздрава yaprivit.ru  является удачным примером профилактики вакциноуправляемых заболеваний. Интернет-портал дает возможность получить консультацию эксперта по основным вопросам вакцинопрофилактики и, кроме того, в режиме онлайн пройти вебинар педиатров, иммунологов, где освещены основные вопросы, связанные с вакцинами. Сфера профилактики заболеваний в интернете весьма выигрышна для государственных органов, отметила Сергеева, так как, обладая возможностями широкого информационного охвата, она не требует никаких специальных нормативных изменений. Таким образом, заключила она, этот сегмент здравоохранения представляется весьма эффективным способом применения  современных информационных технологий.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: информационные технологии, электронный документооборот