Минкомсвязи: Переход на электронные госуслуги далек от завершения, нужны единые требования

04.06.2014

Констатировав сложности, препятствующие успешному переходу на предоставление госуслуг в электронной форме, в Минкомсвязи подготовили требования к ним. Документ конкретизирует лозунги, изложенные в написанной ранее концепции электронных госуслуг. Для приоритетных услуг новые правила должны начать соблюдаться с 2016 г.

«Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ)» будут утверждены постановлением Правительства. Его проект Минкомсвязи (автор документа) опубликовало для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru (см. полный текст).

«Необходимость в таких требованиях связана с тем, что несмотря на определенные успехи при реализации проекта по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в настоящее время этот процесс далек от завершения», - говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

В ходе реализации проекта был выявлен ряд сложностей, препятствующих успешному переходу на предоставление госуслуг в электронной форме, считают в Минкомсвязи. Среди таких сложностей, по мнению министерства, «особенно выделяется фактическая и юридическая невозможность для ряда услуг реализовать все пять этапов, предусмотренных для перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Постановление должно устранить выявленные сложности, и предусматривает требования к выполнению в электронной форме отдельных административных процедур. Выполнение этих требований позволит существенно облегчить для граждан получение госуслуг в электронной форме, уверены в Минкомсвязи.

К административным процедурам авторы документа относят прием органом власти от заявителя документов, необходимых для предоставления услуги, запись на прием, направление ведомством заявителю сведений о ходе предоставления и результата предоставления услуги, обеспечение возможности оценить качество услуги и ряд других.

Что изменится

Прием органом власти от заявителя полного комплекта документов в электронной форме и их регистрация являются началом предоставления услуги, говорится в документе.

Принятие ведомством электронных документов, подписанных электронной подписью, согласно проекту постановления, «исключает необходимость их повторного представления на бумажном носителе, если иное не установлено федеральным законом».

Выбрать дату и время приема, а также территориальное подразделение органа власти заявитель сможет на Едином портале госуслуг.

Запись на прием должна осуществляться через сервис Единого портала, который в режиме реального времени будет отражать расписание работы органа власти.

Там же должна быть обеспечена возможность оплатить услугу, а ведомство, которому предназначается платеж, должно проинформировать гражданина о получении денег.

Результат оказания услуги, согласно документу, может быть направлен заявителю в электронной форме (за исключением случаев, установленных федеральным законом), причем даже в том случае, если гражданин обращался за услугой очно.

Результат услуги, полученный в электронной форме, может быть сохранен в «личном кабинете» заявителя на Едином портале. Туда же ведомства должны будут направлять уведомления о ходе предоставления услуги (в частности, о записи на прием, получении документов, оплаты и т.д.).

Получив услугу, гражданин должен иметь возможность в электронном виде оценить качество ее предоставления. Эти сведения будут «обобщаться и анализироваться», говорится в проекте постановления.

Если услуга не будет предоставлена, гражданин сможет пожаловаться на ведомство. Сделать это можно будет на том же Едином портале.

Субъектам документ рекомендует учитывать перечисленные требования при ведении региональных порталов.

Когда изменится

Услуги федеральных ведомств и внебюджетных фондов, включенные в число приоритетных, должны будут соответствовать этим требованиям с 1 января 2016 г. Услуги субъектов и муниципалитетов из того же перечня – с 1 июля 2016 г.

К приоритетным относятся регистрация автомобилей и прав на недвижимость, выдача внутренних и заграничных паспортов, запись к врачу и в общеобразовательное учреждение, услуги ЗАГСа, выдача разрешений на строительство и др.

Возможность обжалования и федеральные, и региональные органы должны будут обеспечить с 1 января 2016 г.

Услуги, не вошедшие в число приоритетных, также не были забыты. Федеральные органы, фонды, а также ГК «Росатом» до 1 июля 2015 г. должны будут утвердить и направить в Минкомсвязи планы их перевода в электронный вид. Конечный срок реализации этих планов должен быть не позднее 1 июля 2017 г.

Регионы должны будут согласовать свои планы с Минкомсвязи до 1 июля 2015 г., а их конечный срок определен проектом постановления как 31 декабря 2018 г.

Зачем изменится

«Документ, опубликованный Минкомсвязи, заполняет пробелы 210-ФЗ (о предоставлении госуслуг, - прим. CNews) и конкретизирует Концепцию развития механизмов предоставления госуслуг в электронном виде», - говорит Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

В нынешней ситуации, по его словам, многие ведомства не согласны с тем, что подача заявления в электронной форме или получение результата по 3 и 5 этапам получения госуслуг не совместимы с требованием личного визита граждан.

«Действующие нормативно-правовые акты, если читать их буквально, не запрещают им работать по старинке. То есть электронные госуслуги не приносят гражданам ожидаемого от них эффекта», - считает эксперт.

Модель пяти этапов, действующей сегодня, подходит далеко не для всех услуг, добавляет он: «Например, если смотреть формально, то информирование о ходе предоставления услуги должно происходить на четвертом этапе, но на практике ведомство должно информировать гражданина на всех этапах предоставления услуги заявления в электронном виде. Или, например, заявитель должен иметь возможность по своему выбору подать заявление очно, а результат получить в электронной форме».

Новое постановление, по мнению Брауде-Золотарева, конкретизирует требования к основным составляющим предоставления услуги, которые наиболее важны для заявителей.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Тематики: Интеграция, Web

Ключевые слова: государственные электронные услуги