МТС потянула магистраль. Оператор создает новую бизнес-единицу

02.06.2010

МТС создает новую, четвертую бизнес-единицу, которая займется управлением ее магистральных сетей. Через три-четыре года оператор планирует увеличить свою долю на магистральном рынке с 2 до 20%, а протяженность его сетей должна увеличиться с 30 тыс. до 70 тыс. км. Чтобы отвоевать у конкурентов долю рынка, который по итогам прошлого года оценивался в 34 млрд руб., МТС потребуется до $200 млн.

Сейчас у МТС три бизнес-единицы: "Россия", "Украина" и "Зарубежные дочерние компании". Во втором полугодии компания создаст четвертую — для управления магистральным бизнесом, рассказал "Ъ" источник в МТС. В нее войдут оператор "Евротел" (МТС купила его в конце 2009 года) и собственные сети МТС. Общая протяженность сетей МТС и "дочек" — около 30 тыс. км с пропускной способностью до 400 Гбит/с, тогда как внутренние потребности компаний — не более 10 Гбит/с. Таким образом, МТС может стать одним из главных игроков на рынке магистральных каналов, говорит источник "Ъ".


По плану за три-четыре года МТС увеличит свою долю на этом рынке до 20%, из которых 10% придется на внутреннее потребление. Маржинальность такого бизнеса не ниже, чем от оказания сотовых услуг (у "МегаФона" рентабельность OIBDA по итогам первого квартала — 45,8%, у "Вымпелкома" — 47,2%, у МТС по итогам 2009 года — 45,5%), при условии, что услуги оказываются на собственной, а не на арендуемой сети, уверен собеседник "Ъ".


Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая подтвердила, что компания намерена создавать бизнес-единицу для управления магистральным бизнесом, но отказалась обсуждать детали. Осенью прошлого года президент МТС Михаил Шамолин говорил, что за три года компания увеличит протяженность своих магистралей до 60-70 тыс. км. Затраты на проект он оценивал в $100-200 млн. "Планы не изменились",— уточняет госпожа Осадчая.


Объем магистрального рынка (аренда каналов и IP-транзит) по итогам прошлого года составил 34 млрд руб., напоминает директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Татьяна Толмачева. Основными игроками на нем были "Ростелеком" (33%), "Транстелеком" (33%), "Синтерра" (17%) и "Вымпелком" через "дочку" "Голден Телеком" (12%). На "дочку" МТС "Евротел" приходится менее 2%. "Синтерра" вышла на этот рынок в 2006 году и за два-три года заняла третью позицию, но в первую очередь за счет снижения цен на услуги, напоминает госпожа Толмачева. Пресс-секретарь "Синтерры" Екатерина Андреева считает, что "доля рынка будет отъедена у "Ростелекома"". В пресс-службе "Ростелекома" заявили, что не ждут "серьезного изменения в раскладе сил".


Топ-менеджер конкурента МТС считает ожидания сотового оператора чересчур завышенными: через три-четыре года магистральный рынок как таковой исчезнет, уверен он. "Сейчас основными потребителями на нем являются компании "Связьинвеста" и "большая тройка", на них приходится 95% каналов, сдаваемых в аренду, и 80% IP-транзита. Но "Связьинвест" уже сейчас переводит свои "дочки" на аренду каналов у "Ростелекома", а сотовая тройка через три-четыре года достроит свои сети и откажется от услуг магистральных партнеров",— объясняет он. При этом потребности оставшихся потребителей (в основном это крупные региональные операторы вроде "ЭР-Телекома" и Tele2) существенно не увеличатся, считает собеседник "Ъ". Источник в МТС не согласен с такими оценками. "На "большую тройку" и "дочек" "Связьинвеста" приходится около 50% потребления на магистральном рынке, еще 50% — на региональных игроков интернет-рынка, телеком-операторов и крупных корпоративных клиентов. Потребности последних, безусловно, увеличатся, в 2010 году это обеспечит двузначные темпы роста рынка IP-транзита",— настаивает он.


Анна Балашова, Инна Ерохина

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: МТС