На треть обязаны доллару/Доходы «большой тройки» выросли на разнице курсов валют
Основной тенденцией развития рынка сотовой связи в 2007 году стал долгожданный для операторов устойчивый рост выручки в пересчете на одного абонента в месяц (ARPU), на 28% обязанный падению курса доллара по отношению к рублю. В 2008 году рост ARPU должен замедлиться, а вместе с ним снизится и рост доходов сотовых операторов. К такому выводу приходят эксперты MForum Analytics, изучив изменение выручки в пересчете на абонента у операторов «большой тройки» в прошлом году.
Снижение показателя ARPU сотовых операторов происходило до середины 2006 года, именно в третьем квартале 2006 года переломная тенденция к росту ARPU была зафиксирована всеми основными российскими игроками. «Тем не менее начавшаяся только полтора года назад позитивная тенденция уже начинает выдыхаться, и темпы прироста показателя ARPU на российском рынке сотовой связи начали снижаться», — констатирует аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев.В частности, уточняет аналитик, во втором квартале ARPU активных абонентов «ВымпелКома» вырос на 30% по отношению к прошлогодним результатам, а в третьем квартале темпы роста снизились до 20%, у «МегаФона» соответствующие показатели составили 18 и 10%, ARPU абонентов МТС вырос на 16% во втором квартале 2007 года и на 10% — в третьем. Все расчеты динамики роста в MForum делают в рублях.
«Операторы «большой тройки» традиционно отражают показатель ARPU в финансовой отчетности в долларах США. Весь прошедший год американская валюта дешевела, а операторы, зафиксировавшие стоимость минуты в рублях, получили хорошую прибавку к доходам на курсовой разнице. Если пересчитать доходы в рублях с учетом динамики изменения курса российской и американской валют, то рост ARPU будет не таким высоким, как в отчетности», — говорит г-н Деев. По оценкам MForum Analytics, прирост показателя ARPU сотовых операторов в 2007 году на 28% был обеспечен именно динамикой снижения курса доллара.
На рост ARPU также повлияла чистка абонентских баз от «мертвых душ» — «ВымпелКом» перешел к учету активных пользователей, считает аналитик J’son & Partners Ирина Астафьева. «Акцент операторов сместился в сторону финансовых показателей, а не числа абонентов. Сейчас компании проводят качественный анализ своей деятельности именно по доходам», — отметила она. По прогнозам J’son & Partners, ARPU сотовых операторов в 2008 году продолжит расти за счет дальнейшей чистки абонентских баз от неактивных абонентов и доходов от дополнительных услуг.
В будущем, в условиях стагнирующего сотового рынка, мобильные операторы связывают надежды на рост доходов именно с увеличением среднего счета за свои услуги. Но аналитики склоняются к тому, что темп роста ARPU будет не слишком высоким. «В следующем году такой прибавки к доходам операторы уже не получат», — уверен аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. По его прогнозам, совокупные доходы сотовых операторов в 2008 году вырастут не более чем на 10—20%. «Потенциал роста голосового трафика невелик — людей нельзя заставить говорить больше определенного порога. А дополнительные услуги внесут серьезный вклад в бизнес операторов лишь в более отдаленной перспективе», — резюмировал г-н Погребинский.
«Рынок Москвы и Санкт-Петербурга уже насыщен. Абонентские базы будут расти за счет регионального, и в частности, сельского населения. От этой категории пользователей не стоит ожидать существенных расходов на связь», — пояснил исполнительный директор Direct Info Алексей Кондрашов.
Александра Крекнина
Тематики: Мобильная связь, Кадры, Финансы
Ключевые слова: новинки сотовой связи, маркетинг, Билайн, ВымпелКом, МТС, Билайн Москва, 3G, EDGE, GPRS, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, тарифные планы, МегаФон, МегаФон Центр, WAP-портал, USSD, операторы сотовой связи Москва, сотовые операторы Москвы, сотовые операторы, мобильные операторы, мобильные операторы Москвы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, тарифы Билайн Москва, безлимитные тарифы Билайн, корпоративные тарифы Билайн, МегаФон тарифы, МТС тарифы, безлимитный МегаФон, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, корпоративные тарифы МегаФон, корпоративные тарифы МТС, МегаФон Москва, МТС Москва, тарифы SkyLink, СкайЛинк тарифы, безлимитный СкайЛинк, тарифы СкайЛинк, СкайЛинк, акция, продвижение, EV-DO, GPRS Internet, t2 (Tele2), тарифы , SMS, Moskva, Moscow, программы лояльности, бонус, Воронеж