Начинается гонка подключений к Единому порталу госуслуг
В лидирующих регионах России по состоянию на сегодняшний день к Единому порталу госуслуг подключены 14% жителей, в отстающих – 1%. Уже до конца 2014 г., по планам Минкомсвязи, регионы должны обеспечить регистрацию не менее 35% жителей, а к 2018 г. довести долю пользователей портала до 70%. Справиться с этой задачей региональным властям должны помочь организационные и технические нововведения, которые запланировало Министерство связи. Кроме того, субъектам рекомендовано обеспечить информационную поддержку подключения граждан.
Минкомсвязи подготовило рейтинг регионов по доле жителей, зарегистрированных на Едином портале госуслуг (ЕПГУ, gosuslugi.ru) на январь 2014 г. Об этом говорится в презентации замминистра связи Алексея Козырева, с которой ознакомился CNews.
Лидируют в рейтинге Приморский край и Ханты-Мансийский автономный округ, в каждом из этих регионов к ЕПГУ через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) подключено по 14% граждан. В хвосте рейтинга с показателями в 1% расположились 13 регионов, среди которых Татарстан, Ингушетия, Дагестан, Чечня, Чукотка и др. Всего в России на начало 2014 г. на ЕПГУ зарегистрировано около 7 млн человек или 5% населения.
В 2014 г. все регионы должны обеспечить регистрацию в ЕСИА не менее 35% граждан, говорится в презентации Алексея Козырева. В 2015 г. этот показатель нужно довести до 40%, в 2016 – до 50%, в 2017 – до 60%, а в 2018 – до 70%.
Финальный показатель вытекает из указа президента Владимира Путина от мая 2012 г., в котором говорится, что доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 г. должна составлять не менее 70%.
Сегодня Единый портал, созданный и поддерживаемый "Ростелекомом" по контракту с Минкомсвязи, не является монополистом в предоставлении электронных госуслуг. В некоторых субъектах (например, в Татарстане и Москве) региональные услуги оказываются через собственные порталы, не связанные с ЕПГУ и применяющие локальные системы идентификации пользователей. В рейтинге Минкомсвязи учитываются только пользователи Единого портала, подключенные через ЕСИА.
С 1 января 2015 г. все регионы должны будут обеспечить на своих порталах госуслуг авторизацию через ЕСИА, говорится в презентации Козырева. (в Москве и Татарстане эта возможность есть уже сейчас), а с 1 января 2016 г. ЕСИА должна будет стать для них единственной системой идентификации.
Основная часть субъектов использует для предоставления своих региональных услуг поддомены ЕПГУ, а, следовательно, их пользователи авторизуются через ЕСИА уже сейчас. Для увеличения числа подключенных граждан Минкомсвязи планирует реализовать несколько инициатив.
В частности, процедура регистрации в ЕСИА будет существенно упрощена. Если сейчас для этого необходимо посетить офис "Ростелекома" или получить код подтверждения бумажным письмом "Почты России", то в ближайшее время можно будет подтвердить свою личность с помощью СМС на мобильный телефон.
По такой регистрации гражданин получит возможность оплачивать штрафы ГИБДД, записываться на прием к врачу, проверять задолженность в ФССП и получать некоторые другие услуги.
Получить простую электронную подпись (которую сейчас обеспечивает посещение "Ростелекома" или код подтверждения) можно будет в дополнение к имеющимся вариантам через многофункциональные центры (МФЦ) и отделения "Почты России".
Пилотные проекты по регистрации на ЕПГУ через МФЦ в феврале 2014 г. стартуют в Башкирии, Приморском крае, Ростовской, Томской, Тюменской и Челябинской областях. В апреле – июле 2014 г. аналогичные пилотные проекты пройдут в почтовых отделениях.
Простая электронная подпись позволит гражданину получать услуги, требующие верификации личности, - подавать заявление на получение паспорта, занимать очередь в детский сад, оформлять различные субсидии и т.д.
Отметим, что до сих пор аудитория Единого портала госуслуг росла не столь быстрыми темпами, которые требуются в ближайшие несколько лет. За 2013 г. число зарегистрированных пользователей увеличилось в 2 раза, тогда как в 2014 г. требуется показать рост уже в 7 раз.
Помимо предлагаемых организационных и технических нововведений Минкомсвязи рекомендует регионам "обеспечить информационную поддержку для обеспечения планомерного роста количества пользователей услуг в электронном виде".
Отстающим регионам грозят разбирательства на правительственной комиссии по внедрению ИТ для улучшения качества жизни под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование
Ключевые слова: государственные электронные услуги