Наличность оставим на сдачу
С 1 июня 2014 года бухгалтерам следует руководствоваться в работе новыми правилами ведения кассовых операций. Они утверждены указанием Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства". Для многих компаний вступившие в силу изменения улучшат ведение и учет кассовых операций.
В новых правилах впервые порядок ведения кассовых операций делится на обычный и упрощенный. Обычный порядок следует соблюдать юридическим лицам (кроме банков), упрощенный - индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу. "Для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий устанавливается упрощенный порядок ведения кассовых операций, предусматривающий освобождение от ряда обязанностей. Во-первых, ИП и малые предприятия вправе не устанавливать лимита остатка наличных денег в кассе, то есть смогут накапливать у себя наличную выручку без ограничений. Вместе с тем на них в полной мере распространяются ограничения, установленные Банком России для расходования наличных денег: лимит расчета наличными по одному договору с другими индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами не может превышать 100 тыс. рублей. Поэтому в большинстве случаев сдавать наличную выручку в банк все же придется, в противном случае крупные коммерческие расходы просто не удастся осуществить. Во-вторых, индивидуальные предприниматели, ведущие для целей налогообложения учет доходов или иных объектов, освобождаются от обязанности по составлению приходных и расходных кассовых ордеров, а также обязанности по ведению кассовой книги", - рассказывает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и Партнеры".
Смягчаются требования к документальному оформлению кассовых операций и для общего режима. "Если ранее кассовые документы могли оформляться только работниками, с которыми был заключен трудовой договор, то теперь они могут быть оформлены и физическим лицом, с которым заключен гражданско-правовой договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета", - отмечает Егор Батанов. Это позволяет компаниям получать бухгалтерские услуги без оформления специалиста в штат. Многие компании не нуждаются в постоянном штатном специалисте такого профиля. "Новый документ дает возможность выбора бухгалтерской деятельности, что в свою очередь снижает затраты бизнеса", - добавляет Андрей Окунев, ведущий бизнес-аналитик группы "Астерос". Правда, новое правило действует только в отношении сотрудников, оформляющих кассовые операции, и не относится к сотрудникам, совершающим их. "Кассовые операции, связанные с получением и выдачей наличных денег, как и прежде может осуществлять только работник, с которым заключен трудовой договор, либо лично руководитель юридического лица, а также индивидуальный предприниматель", - говорит Егор Батанов.
Новые правила расширят возможности использования электронного документооборота при ведении кассовых операций. "Если ранее кассовые документы могли составляться с использованием компьютеров и других технических средств, но они все равно должны были быть распечатаны на бумажном носителе, то теперь допускается их составление только в электронной форме при условии, что они подписаны электронной подписью", - говорит Егор Батанов.
Наиболее интересным новшеством, закрепленным в новом порядке, является оформление подотчетных денежных средств. "По новым правилам в подотчет деньги выдаются на основании заявления работника, оформленного в произвольной форме и содержащего запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату. Ранее требовалось, чтобы на заявлении руководитель собственноручно указывал сумму выдаваемых денег и сроки, на которые они выданы", - говорит Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании "Генезис". Это положение правил скорее закрепило сложившуюся в компаниях практику. Однако ранее отсутствие такой возможности в правилах приводило к претензиям со стороны контролирующих органов. Ревизоры признавали нарушение ведения кассовой дисциплины по формальным основаниям, хотя судебная практика складывалась в пользу компаний. Теперь правила закрепили традиционное оформление подотчетной документации.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: электронный документооборот