Нехорошие госуслуги

30.05.2013

Илья Массух, курировавший запуск электронного правительства в России, вчера подверг критике процесс внедрения госуслуг. Межведомственная координация не работает, утверждает он. Она неважно работала еще при прошлой администрации отрасли, парирует Минкомсвязи.

По данным опроса ВЦИОМ, о существовании единого портала госуслуг знают 59% россиян, но лишь 21% обращались к этому ресурсу. Такие цифры вчера на пресс-конференции озвучил директор Экспертного центра электронного государства Павел Хилов. "Динамика стала меняться, качество услуг, которые оказывались более-менее хорошо, начинает падать. Регионы заняли выжидательную позицию", - пояснил он журналистам. Он также отметил, что на региональном уровне "нет понимания, куда будут развиваться эти процессы".

Согласно данным Павла Хилова, почти половина регионов приостановили свои программы и проекты в сфере электронного правительства. По его словам, главная причина этого - ожидание перемен на федеральном уровне.

"Возможная передача функций единого оператора (портала госуслуг от "Ростелекома". - Прим. ComNews) "Почте России" вызвала недоумение в регионах. Никакого предварительного обсуждения не было проведено", - подчеркнул Хилов. По его данным, регионы, где госуслуги продолжают развиваться, можно пересчитать "по пальцам двух рук". Объем остановленных проектов Хилов оценил в 60%. "Мы можем потерять год-полтора при передаче электронного правительства", - резюмировал он.

С ним согласился и президент Фонда информационной демократии Илья Массух, который ранее занимал должность замглавы Минкомсвязи. По его мнению, передача электронного правительства другому оператору приведет к неизбежным техническим сбоям. "В результате мы можем получить серьезный негатив от граждан", - заметил он.

Массух и Хилов считают главной проблемой плохую координацию внедрения госуслуг на федеральном уровне.

Пресс-служба Минкомсвязи с подобной оценкой не согласна. "По состоянию на данный момент можно сказать, что система функционирует, доступны и работают федеральные сервисы, есть положительная динамика запросов в СМЭВ , лидеры среди регионов направляют от сотни тысяч до миллиона запросов в месяц, общее количество работы запросов в системе – более миллиарда", - сообщил порталу ComNews представитель Минкомсвязи.

Он также напомнил, что запуск системы межведомственного электронного взаимодействия намечался на 1 июля 2013 г., однако "по факту ни по инфраструктуре, ни по необходимым нормативно-правовым актам никто не был готов". "Даже распоряжение правительства по составу сведений для СМЭВ было принято только 29 июня", - отметил собеседник ComNews. Напомним, что Николай Никифоров был назначен на пост министра 21 мая 2012 г.

По словам представителя министерства, для антикризисного управления был создан проектный офис, интегрировавший всех участников. Его сотрудники идентифицировали основные проблемы, и "в режиме плотного контроля и межведомственной координации многие из них удалось решить".

Согласно данным, предоставленным Минкомсвязи оператором эксплуатации (ОАО "Ростелеком"), число запросов через СМЭВ от федерального органа власти к федеральному возросло от 26,8 млн в июле 2012 г. до 90,9 млн в апреле 2013 г. Тот же показатель при обращении от региональных органов к федеральным увеличился от 2,3 млн до 18,6 млн.

Система оценки качества госуслуг работает в пилотном режиме. Первые итоги запуска сервиса показали его востребованность: уже сейчас более 7% пользователей услуг Росреестра отвечают на SMS-сообщения и предоставляют информацию о качестве полученных услуг, отмечает представитель пресс-службы министерства.

Он также сообщил, что конкурс для регионов на право получения федеральных субсидий на проекты развития электронного правительства планируется провести в конце июня. Ранее чиновники Минкомсвязи говорили, что тендер готовится (см. новость ComNews от 18 апреля 2013 г.).

Несколько пользователей электронных госуслуг, опрошенных ComNews, обратили внимание, что электронные подписи, ранее выдававшиеся "Ростелекомом" на USB-носителях для выполнения некоторых операций на портале, не работают. Пресс-служба этой компании отметила, что жалобы на неработоспособность подписей не поступали. По данным "Ростелекома", выдано более 8 тыс. подписей, работает 60 пунктов выдачи и один удостоверяющий центр.

В апреле 2011 г. тогдашний директор Департамента госполитики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи Андрей Липов заявлял, что на первых порах носитель будет стоить 500-600 руб., а по мере распространения цена упадет до 300 руб. "По сути, "Ростелеком" будет распространять их по себестоимости", - заключал представитель Минкомсвязи (см. новость ComNews от 13 апреля 2011 г.).

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: государственные электронные услуги