Опыт автоматизации логистики в retail
За последние 20 лет произошли глобальные изменения в работе розничных сетей: были устранены «лишние связи» в виде писем по электронной почте от многочисленных поставщиков, оформления заявок о транспортировке, внесения корректировок в уже сформулированные договоренности. На все это тратилось не только много времени, сил, денег, но и образовывалась ненужная суета в работе.
Логистику также затронули изменения: были внедрены WMS- и TMS- системы, предиктивная аналитика, автоматическая идентификация и моделирование логистической сети, а также облачное хранение данных. Теперь существует цифровая цепочка поставок, где процессы структурированы по этапам: от сбора данных и отслеживания поставок до прогнозного анализа. Итогом цифровизации логистики служит рост прозрачности процессов поставки. Это помогает находить отклонения в графике и объеме поставки на наиболее ранних этапах процесса, с наглядным отображением соответствующей информации и дальнейшим анализом.
Разумеется, первым (по счету и степени важности) шагом был переход на электронный документооборот (ЭДО, EDI) в отношениях с поставщиками. Для доставки одной упаковки карандашей требуется практически такой же пакет документов, как и для комплекта дорогостоящего оборудования. Однако и в первом и во втором случае это практически не требует затрат времени и прочих ресурсов.
Михаил Пономарев, бизнес-аналитик EDI «Леруа Мерлен Восток», предполагает, что сеть Leroy Merlin полностью перейдет на электронный документооборот уже в следующем году, переведя на него и всех своих поставщиков. Проект стартовал с обмена электронными сообщениями для заказа поставок продукции, затем был запущен обмен с поставщиками юридически значимыми документами. По нашим подсчетам, благодаря внедрению ЭДО сеть сократила административные расходы в магазинах и на складах на 75% за последние три года.
Следующий шаг в трансформации процессов логистики — их автоматизация. Благодаря этому сети смогут анализировать потребительские предпочтения по цветам, вкусам, дизайну торгового зала, вывесок и ярлыков с ценами. Например, директор по цепям поставок MediaMarkt Russia, Денис Озеров, в интервью в журнале Retail Week сообщает, что в настоящее время они занимаются проектом «бесконечная полка». Это позволяет предложить покупателю гораздо более широкий выбор (по цвету, функциональности и т.д.). А в магазинах METRO Cash & Carry, которые по сути являются гибридами магазина и склада, реализуется пилотный проект по созданию временных стоков с адресным хранением.
Директор по логистике и цепям поставок METRO Cash & Carry Руслан Рыжонков отмечает, что вводимая в практику ритейла система прослеживаемости сегодня уже действует, например, в таких товарных категориях, как алкоголь и отдельные товары легкой промышленности. «Все больше и больше государство будет контролировать все товарные потоки с целью контроля налогообложения. Поэтому ритейлу придется активно автоматизироваться», — добавил он.
Опубликовал: Анна Тумакова (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция
Ключевые слова: автоматизация, автоматизация торговли, автоматизация склада