Ответы на вопросы с вебинара Synerdocs «Переход на ЭДО. Кейс «Снежной Королевы»
28 октября прошло онлайн-мероприятие, где представители сети магазинов и сервиса электронного документооборота поделились лайфхаками, как перейти на межкорпоративный ЭДО, пережить удаленку и выстроить работу с маркировкой. По традиции, мы подготовили развернутые ответы на вопросы, прозвучавшие в прямом эфире, и предлагаем ознакомиться с ними.
Межкорпоративный ЭДО
Алена Руденко: Уточните, сколько конкретно контрагентов у компании и насколько велик трафик документов?
Денис Закирков: Контрагенты измеряются тысячами, а документы — о десятками тысяч. Мы стремимся перевести на ЭДО всех партнеров и, соответственно, полностью отказаться от бумаги в таком взаимодействии.
Алена Руденко: Какой процент партнеров компании уже перешел на ЭДО?
Дмитрий Заузолков: В среднем, где-то 60 % от всех контрагентов мы уже перевели на ЭДО, включая партнёров с небольшим объем товарооборота, которые довольно тяжело отказываются от бумаги. Лайфхак от нашей компании — сейчас у нас устроено некое внутреннее соревнование между департаментами, кто больше в процентном соотношении переведет контрагентов на электронный документооборот.
Павел Штыков: Используется ли в «Снежной Королеве» мобильное приложение для подписания или мониторинга документов?
Дмитрий Заузолков: Да. Для подписания мы используем мобильное приложение и веб-доступ.
Сергей Беляев: Есть ли у вас кадровый ЭДО? Если да, то какой вид ЭП используется?
Дмитрий Заузолков: Это у нас в планах. Мы думаем использовать модуль Directum Ario, который благодаря искусственному интеллекту помогает распознавать документы, приходящие в компанию в бумажном виде. Первые шаги мы уже предприняли и сейчас занимаемся полноценным внедрением.
Иван Дмитроченко: Вы упоминали, что в рамках компании используется порядка 160 неквалифицированных ЭП — это относится к магазинам?
Дмитрий Заузолков: 160 подписей — это магазины и склады.
Оксана Вайтукевич: Когда товар перемещается между филиалами, его сопровождает бумажный документ ТОРГ-13?
Дмитрий Заузолков: Нет, процесс полностью выстроен в электронном виде.
Оксана Вайтукевич: Какие документы сопровождают груз? Как потом соединить электронные документы и бумажные в один пакет?
Дмитрий Заузолков: На первую часть вопроса я не могу ответить. Что касается формирования единого пакета документов, даже те оригиналы, которые создаются и подписываются на бумаге, хранятся у нас в системе Directum. Мы их оцифровываем и формируем для каждого экземпляра карточку с информацией. При необходимости можно прямо из системы выгрузить нужные нам данные и в электронном виде передать в организации по требованию.
Евгений Кузнецов: Насколько я знаю, в СК «трейд» формируются транспортная накладная, ТОРГ-13 с приложением, поручение экспедитору. Раньше в этот перечень документов входила товарно-транспортная накладная.
Александр Дулебенец: Подскажите, как обстоят дела с трансграничным ЭДО? Ведь явно у «Снежной Королевы» есть зарубежные контрагенты. Выстроен ли ЭДО с кем-то из зарубежных партнеров?
Дмитрий Заузолков: В эту сторону мы тоже смотрим. С некоторыми контрагентами ЭДО у нас выстроен, но посредством внутренних систем. Но такой обмен не подразумевает использование ЭП.
Евгений Кузнецов: Многие компании обращаются к нам с таким запросом, в текущей версии правок в Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» были внесены дополнения о доверенной третей стороне, которая как раз должна была утверждать подписи иностранных государств. На текущий момент правки временно отложены, они вступят в силу с 1 января 2021 года. Мы следим за всеми изменениями и думаем, что в скором времени будем готовы обмениваться в том числе и трансграничными партнерами.
Ирина Ступак: В собственном УЦ выпускаются ЭП только для сотрудников компании или для контрагентов в том числе?
Дмитрий Заузолков: В нашем корпоративном УЦ мы выпускаем подписи только для сотрудников. У нас нет возможности оказывать эту услугу, это прерогатива других организаций.
Электронная транспортная накладная
Сергей Беляев: Были ли уже судебные прецеденты по применению электронных ТрН?
Евгений Кузнецов: Судебные прецеденты были — ознакомиться с ними можно в статье «4 примера из практики. Как суды и ФНС принимают электронные транспортные накладные». Также существуют примеры представления ТрН в страховые компании. В том числе у нас есть подтверждение от ряда страховых компаний, что они готовы принимать ТрН в электронном виде.
Сергей Долгий: Готова ли ФНС принимать ТрН в электронном виде?
Сергей Беляев: Принимает ли налоговая электронные ТрН в качестве первичного документа, подтверждающего факт осуществления перевозки?
Евгений Кузнецов: Нужно отметить, что в этом вопросе сейчас видна активная позиция государства, в том числе принимаются предложения по улучшению процесса. Минтранс идет на общение как с представителями бизнеса, так и с операторами ЭДО. Возможность обмена и подачи в ФНС электронных ТрН есть уже сейчас. Текущее решение, которое представлено Synerdocs, не противоречит законодательству. Наши бизнес-аналитики отправляли соответствующие запросы в контролирующие органы и получили положительные ответы. Если у вас есть сомнения, мы рекомендуем написать в местную ФНС, в которую вы сдаете отчетность, чтобы получить официальный ответ. Шаблон запроса вы можете попросить у нас.
Сергей Беляев: Как ЭТрН встроена в схему с экспедитором, который не является фактическим перевозчиком?
Евгений Кузнецов: Здесь стоит отметить, что мы не только принимаем участие в эксперименте Минтранса, но и развиваем параллельно свое решение. Недавно у нас вышла новая версия сервиса, которая поддерживает участие экспедиторов в цепочке. Они могут выступать как в роли наблюдателя, иметь доступ к документу и прослеживать статус подписания, так и в роли полноценного участника документооборота, т.е. подписывать ЭТрН. При этом в форму документа добавляется соответствующая информация.
Кроме работы с ТрН, в сервисе Synerdocs также есть возможность обмениваться товарно-транспортной накладной.
Ян Незамутдинов: Кто и как будет выдавать ЭП перевозчику, если он ИП?
Евгений Кузнецов: Перевозчик создает учетную запись в Synerdocs при регистрации по КЭП. Далее сотрудник перевозчика/ИП проводит идентификацию водителя и в интерфейсе Synerdocs подключает возможность использования простой ЭП конкретным водителем.
Ирина Горелик: В каком регионе проводится эксперимент Минтранса по использованию ЭТрН?
Евгений Кузнецов: Данную информацию вы можете получить на официальном сайте Минтранса.
Маркировка в «Снежной Королеве»
Иван Дмитроченко: В чем принципиальная разница ЭДО Лайт от Честного Знака и сторонними операторами ЭДО?
Евгений Кузнецов: Честный ЗНАК — система маркировки, регистрация в которой обязательна для компаний, которые работают с маркированными товарами. В ней пользователи могут заказывать специальные коды идентификации, отслеживать их на балансе и передавать контрагенту и т.д. И сторонний оператор, и ЭДО Лайт имеют все необходимые лицензии для отправки УПД. Стоит обратить внимание, что ЭДО Лайт сейчас направлен на передачу именно формализованных документов и кодов маркировки, по другим документам есть ограничения. Здесь лучше сравнивать по дополнительному функционалу и возможностям, которые предоставляют операторы, в частности, по ценовой политике.
Иван Дмитроченко: Кто в компании выступает в роли подразделения по вводу в оборот? Есть ли у «Снежной Королевы» отдел по маркировке? Если есть, то сколько сотрудников было в начале и сейчас?
Дмитрий Заузолков: Выделенного отдела по маркировке у нас нет, но есть проектная команда. Она достаточно небольшая: руководитель проекта, бизнес-аналитик, разработчики и привлеченный эксперт со стороны бизнеса.
Иван Дмитроченко: Кто будет владельцем процесса после внедрения проекта Маркировка?
Дмитрий Заузолков: Владельцами процесса будут наши коллеги из бизнеса, со стороны коммерческого департамента, которые отвечают за закупку ассортимента товаров.
Татьяна Романова: Каким образом проверяли груз на наличие маркированного товара при перевозке, были ли такие прецеденты у «Снежной Королевы»?
Дмитрий Заузолков: Мы не сталкивались с такими ситуациями. Отмечу, что это были экспериментальные документы.
Электронный архив
Ирина Ступак: Какой объем хранилища электронных документов у компании на сегодняшний день, за какой период собраны оригиналы? Архив организован на собственных серверах?
Дмитрий Заузолков: Архив у нас организован на собственных серверах, построена система отказоустойчивости и на программном и на аппаратном уровне. В нашей системе собраны документы, начиная с 2012 года.
Денис Закирков: Разные документы у нас запускались в разное время, и как только мы их переводили на ЭДО, с этого момента они начинали храниться в электронном виде. Объем архива довольно существенный, точно сказать сложно, благодаря системе Directum у нас развернуто несколько файловых хранилищ, которые обеспечивают 100 % сохранность информации. В режиме online можно получить любой документ из системы.
Ирина Ступак: Как настроена индексация и поиск документов в электронном архиве?
Денис Закирков: Благодаря развернутым оперативному и архивному хранилищам в системе Directum, а также модулю Ario мы можем извлекать текстовый слой из сканов документов и в дальнейшем индексировать их стандартными механизмами системы, что позволяет осуществлять поиск как по электронным, так и по бумажным оригиналам. Для поиска документов мы используем различные механизмы, начиная от общего поиска по всей базе и заканчивая точечным поиском по заранее заданным критериям.
Оксана Вайтукевич: Есть ли у вас проблемы с распознаванием документов при сканировании (оцифровке)?
Денис Закирков: В данный момент мы активно занимаемся внедрением модуля Ario. Благодаря различным инструментам мы можем оценить точность распознавания документов и извлечения фактов из них и при необходимости дополнительно обучить механизм для более детального разбора.
Тематики: Интеграция
Ключевые слова: электронный документооборот, Directum, Электронные архивы