"Евросеть" сворачивается в Россию. Ритейлер уходит с рынков Молдавии и Армении

26.05.2009

Крупнейший сотовый ритейлер "Евросеть" продолжает покидать рынки постсоветского пространства. Как стало известно "Ъ", вслед за странами Прибалтики, Узбекистана и Азербайджана компания уходит с рынков Молдавии и Армении, а также не исключает, что может закрыть бизнес на территории Белоруссии и Киргизии. Решение "Евросети" не скажется на объемах ее выручки (на Армению и Молдавии приходится не более 1%), зато поможет сократить издержки, считают эксперты.

О решении закрыть во втором квартале бизнес в Армении (12 салонов) и Молдавии (32 точки продаж) "Ъ" рассказал президент "Евросети" Александр Малис. По его словам, до конца июня будет принято решение по Белоруссии (75 салонов) и Киргизии (21 салон). "Выход на эти рынки был стратегической ошибкой, так как бывшие акционеры компании считали, что чем шире территориальный охват сети, тем больше ее стоимость. Мы же полагаем, что стоимость компании напрямую зависит от ее выручки",— поясняет господин Малис (см. блицинтервью). В "Евросети" не раскрывают объемы выручки салонов связи в Белоруссии и Киргизии, Армении, Молдавии, отмечая, что в последних двух странах она не превышает в общей структуре 1%, а доля "Евросети" на этих рынках варьируется от 10 до 20%.

"Евросеть" владеет 3790 салонов связи в России. С осени прошлого года 50,1% компании принадлежит предпринимателю Александру Мамуту, оставшиеся 49,9% "Вымпелкому". Оборот за 2008 год — $5,7 млрд.

"Евросеть" первой из российских сотовых ритейлеров вышла на постсоветское пространство, открыв в конце 2004 года свои салоны на Украине (сейчас 350 салонов) и в Казахстане (151 салон). В 2005 году компания стала работать в Белоруссии, а в 2006 — в Киргизии, Узбекистане, Молдавии, Литве, Эстонии, Латвии, Армении, Грузии и Азербайджане. С рынка последней страны она ушла, не проработав там и полгода. В компании объясняли, что в Азербайджане было выгоднее продавать подержанные телефоны, из-за высокой доли контрафакта. Весной 2008 года ритейлер закрыл по этой же причине свои узбекские салоны (порядка 40). Летом того же года "Евросеть" продала свои дочерние компании в Латвии, Литве и Эстонии. Изначально "Евросеть" планировала открыть там 150-200 салонов связи, инвестировав €7,5-10 млн, и использовать прибалтийские страны как площадку для экспансии в другие страны Евросоюза. На момент продажи у "Евросети" в Прибалтике было 68 салонов.

"В условиях кризиса главная задача "Евросети" оптимизировать структуру бизнеса, с этой точки зрения уход из Молдавии и Армении правильный шаг,— считает ведущий аналитик J`son & Partners Consulting Сергей Савин.— На выручку компании он влияния не окажет, но может положительно сказаться на сокращении ее издержек". В текущих условиях, по мнению Сергея Савина, "Евросети" имеет смысл сосредоточиться на крупнейших рынках постсоветского пространства — России, Украине и Казахстане.

Кроме "Евросети" на рынках СНГ работают и другие сотовые ритейлеры. В 2005 году в Казахстан вышел Dixis (сейчас остановил свою деятельность), а летом 2007 года "Связной" купил белорусскую сеть салонов мобильной связи и фотоуслуг. Основной акционер "Связного" Максим Ноготков сказал вчера "Ъ", что компания пока не планирует закрывать свои салоны в Белоруссии (69 магазинов): "В СНГ и в том числе в Белоруссии ситуация тяжелая, мы, как и все, потеряли в январе деньги из-за девальвации местной валюты, но пока будем работать на этом рынке".

По оценке независимого эксперта Владимира Богданова (бывший вице-президент "Евросети"), всего в 2008 году на постсоветском пространстве без учета стран Прибалтики было продано около 51 млн телефонов (новые трубки). Из них в России было продано 71%, на Украине — 15,7%, в Казахстане — 5,1%, в Белоруссии — 3,3%, а во все остальных — 4,9%.

Инна Ъ-Ерохина, Анна Ъ-Балашова

Тематики: Торговые сети

Ключевые слова: Евросеть, торговые сети, салоны сотовой связи