"Сетьтелеком" подключился к спутнику. Компания купила VSAT-бизнес оператора "Сат-Тел"
Оператор спутниковой связи "Сетьтелеком" приобрел VSAT-бизнес альтернативного оператора "Сат-Тел" — сумма сделки составила около $1 млн. Это первый случай, когда один российский спутниковый провайдер покупает активы другого. По мнению экспертов, "Сетьтелеком" заинтересовал в первую очередь частотный ресурс "Сат-Тела".
О сделке "Ъ" рассказал осведомленный источник на российском рынке спутниковой связи. Генеральный директор ЗАО "Сетьтелеком" (работает под брендом AltegroSky) Сергей Пехтерев подтвердил покупку спутникового бизнеса "Сат-Тела". По его словам, покупка увеличит их клиентскую базу на 5-10% (среди VSAT-клиентов "Сат-Тела" были Минфин Чеченской республики, "Уралэлектромедь" и др.). Кроме того, "Сетьтелеком" получит 5-6 МГц дополнительного частотного ресурса на спутнике "Ямал-200". Господин Пехтерев ожидает, что доходность "Сетьтелекома" после интеграции бизнеса "Сат-Тела" увеличится на 10-15% без увеличения издержек: "У нас одна технологическая платформа HugesNet, мы работаем через один и тот же спутник "Ямал-200"". Господин Пехтерев не раскрывает сумму сделки, оговариваясь, что она составила до $1 млн. Получить комментарий представителей "Сат-Тела" вчера не удалось.
ЗАО "Сетьтелеком" — один из крупнейших в России операторов фиксированной сотовой связи VSAT. На конец 2008 года оператор обслуживал около 3600 VSAT-терминалов в различных регионах России. Клиентами компании являются Сбербанк, "Газпром", АЛРОСА, ОАО РЖД и др. По данным компании, выручка по итогам 2008 года — около 500 млн руб.
ОАО "Сат-Тел" создано в 1996 году, входит в группу "ЛанРусинвест". Компания обслуживает до 200 VSAT-терминалов. Основной бизнес — сдача в аренду спутниковых магистральных каналов. По оценкам участников рынка, в 2008 году выручка компании составила около $3,8 млн.
По оценке господина Пехтерева, объем российского VSAT-рынка в 2008 году равнялся $120-150 млн. Согласно исследованию ComNews Research, на конец прошлого года общее количество VSAT-станций в России составляло более 37 тыс. штук. Основным игроком этого рынка была "дочка" "Синтерры" "Глобал-Телепорт" — 36%, у "Сетьтелекома" — 10%, а у ЗАО "Веб Медиа Сервисез" (торговая марка Heliosnet) — 9%.
Сделка по приобретению "Сат-Тела" примечательна не масштабом, а тем, что впервые один российский VSAT-оператор приобрел бизнес другого. Ранее такие активы просто не были предназначены для продажи — они создавались либо под крупные государственные проекты (например, образование, в рамках которого в 2006-2007 году к интернету было подключено свыше 52 тыс. школ), либо как телекоммуникационные подразделения крупных географически распределенных компаний. Например, изначально крупный VSAT-оператор Stec.com был призван обслуживать игровую систему "Джек-пот", а "ЛУКОЙЛ-информ" создавался как IT-подразделение одноименной нефтяной компании.
"Основная ценность приобретения "Сетьтелекома" — спутниковый ресурс порядка на "Ямал-200"",— рассуждает пресс-секретарь "Синтерры" Екатерина Андреева. "В России дефицит спутникового ресурса,— соглашается начальник отдела развития альтернативного оператора АСВТ Сергей Оленин.— Он образовался отчасти из-за реализации масштабных госпрограмм, отчасти — из-за многочисленных аварий спутников, входящих в группировку спутников ФГУП "Космическая связь" (ГПКС)".
Однако в четвертом квартале 2008 года началось резкое замедление темпов подключения к VSAT, отмечает генеральный директор ComNews Research Ирина Глухова, а в начале 2008 года подключения в сегменте крупных корпоративных заказчиков и госструктур практически прекратились. "Из-за кризиса темпы роста спроса снизились,— согласен генеральный директор компании "Айпинэт" Мурад Софизаде.— Предложение сейчас в целом соответствует спросу на ресурс".
Анна Ъ-Балашова, Инна Ъ-Ерохина, Дмитрий Ъ-Чижов
Тематики: Фиксированная связь
Ключевые слова: фиксированная связь, спутниковая связь