Рост да не тот. Спрогнозировало Минкомсвязи
Вчера агентство Прайм-Тасс опубликовало прогноз Министерства коммуникаций и связи (Минкомсвязи), согласно которому объем услуг связи в России вырастет в текущем году на 20%. Аналитики недоумевают, на основе чего отраслевое министерство сделало столь оптимистичный прогноз. Если верить Минкомсвязи, то экономический кризис пойдет связистам на пользу, ведь в прошлом году рост рынка составил всего 18%.
Объем услуг связи в России в 2009 году вырастет, по сравнению с 2008 годом, на 20% и составит более 1,49 трлн рублей. Об этом вчера сообщил Прайм-Тасс со ссылкой на материалы Минкомсвязи. За счет чего рынок сможет продемонстрировать столь внушительный рост в новых экономических условиях, в Минкомсвязи сообщить не смогли. Аналитики тоже теряются в догадках, чем именно вызван такой неожиданный оптимизм отраслевого министерства. Ведь в прошлом году, когда влияние кризиса на отрасль наблюдалось лишь в ноябре и декабре, рынок вырос лишь на 18%.
При этом итоги работы предприятий связи в первом квартале этого года могут стать причиной скорее депрессии, чем эйфории. Даже по спорным данным Росстата, объем услуг связи в первом квартале этого года, по сравнению с аналогичным показателем 2008 года, вырос всего 7,8%. А по подсчетам аналитического агентства "Рустелеком", в сопоставимых ценах объем услуг связи в первом квартале и вовсе сократился. Например, выручка ЗАО "Петерстар" в первом квартале выросла всего на 1% (без учета инфляции), а выручка ОАО "Северо-Западный телеком" за тот же период приросла на 6% (без учета инфляции). А по прогнозу гендиректора ОАО "Мегафон" Сергея Солдатенкова, компания сможет увеличить рублевую выручку в этом году лишь на 5-7% (без учета инфляции).
Генеральный директор "Рустелекома" Юрий Брюквин не исключает, что Минкомсвязи в своем прогнозе оперирует не объемом рынка услуг связи, а суммарным оборотом отраслевых организаций, который в первом квартале 2009 года, по данным Росстата, действительно показал прирост в 20%. Однако этот показатель, поясняет господин Брюквин, включает межоператорские расчеты, учет которых существенно искажает картину рынка. "Например, абонент заплатил сотовому оператору за минуту разговора 1,5 рубля. Из этих денег сотовый оператор выплатил своему партнеру за завершение вызова 95 копеек. В итоге суммарная выручка обоих операторов составила 2,45 рубля, но по факту обе компании получили лишь 1,5 рубля", — объяснил господин Брюквин.
С другой стороны, манипуляция удобными цифрами позволит новому руководству Минкомсвязи заработать хорошие политические дивиденды — получится, что отрасль в период кризиса стала расти быстрее, чем при старой администрации, работающей во время экономического подъема.
Борис Горлин
Тематики: Фиксированная связь, Регулирование
Ключевые слова: фиксированная связь, Минсвязи, Петерстар, Северо-Западный Телеком