РЖД выехали на частоту. Компания сможет построить сеть стандарта GSM-R
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) могут обзавестись собственным каналом связи. Минкомсвязи подготовило проект постановления правительства, который предусматривает выделение радиочастот для создания сети связи стандарта GSM-R для РЖД. В распоряжении РЖД может оказаться GSM-сеть, покрывающая большую часть территории России, но на ее строительство придется потратить около $3,6 млрд.
Проект постановления касается внесения изменений в таблицу распределения полос частот между радиослужбами, утвержденную летом 2006 года. В частности, в таблице будут зафиксированы полосы частот для РЖД. Предполагается, что компания получит полосы 876-880 МГц и 921-925 МГц, которые можно использовать для развертывания сети транкинговой связи стандарта GSM-R. Ранее такие изменения в таблицу одобрила Государственная комиссия по радиочастотам. В пресс-службе РЖД не стали комментировать планы компании по развертыванию сети GSM-R.
Стандарт GSM-R разработан в 2000 году специально для предоставления телекоммуникационных услуг на железных дорогах: связь машинистов с диспетчерами, инженерами и другим персоналом. Стандарт, обеспечивающий бесперебойную связь на скорости до 500 км/час, поддерживает групповые (VGCS) и широковещательные (VBS) вызовы, позволяет выставлять приоритеты вызовам (разговор прерывается при экстренном вызове) и др. Для GSM-R базовым стандартом является GSM 900, используемый для гражданской сотовой связи.
РЖД уже не первый год лоббирует выделение частот для создания сети связи. С мертвой точки дело сдвинулось в июне этого года, когда вице-премьер Сергей Иванов посетил главный вычислительный центр РЖД. В ходе визита глава РЖД Владимир Якунин отметил, что РЖД является единственной железнодорожной компанией в мире без выделенного канала связи. В результате частично используются каналы связи, выделенные Министерством обороны. В ответ на обращение господина Якунина Сергей Иванов пообещал самостоятельно заняться этим вопросом.
Менеджер одного из операторов "большой тройки" считает, что стандарт GSM-R можно использовать для предоставления услуг сотовой связи населению. Учитывая, что железные дороги покрывают порядка 80% территории России, РЖД в будущем может получить в свое распоряжение инфраструктуру сотовой связи, сопоставимую с лидерами рынка. "GSM-R теоретически можно использовать для предоставления услуг сотовой связи населению, но делать этого никто не будет,— возражает президент "Ассоциации-800" Юрий Домбровский.— Это специфический стандарт, который рассчитан на обслуживание абонентов, движущихся на высоких скоростях". Сеть стандарта GSM-R получится в разы дороже обычной GSM, отмечает глава Nortel (производитель телекоммуникационного оборудования) в СНГ Сергей Фишкин.
Источник "Ъ" в РЖД утверждает, что компания еще не приняла принципиальное решение о внедрении GSM-R. "Этот проект прорабатывается. Если мы хотим обеспечить взаимодействие с европейскими перевозчиками, использующими GSM-R, мы должны рассматривать внедрение стандарта",— поясняет он. По его словам, сейчас РЖД использует ряд стандартов для связи, в том числе TETRA и собственной разработки. Кроме того, компания создавала опытный участок GSM-R на Свердловской железной дороге. "Компания Huawei сделала этот участок, покрывающий в районе 150 км путей. За этот участок и оборудование компания запросила около 200 млн рублей",— говорит собеседник "Ъ". Таким образом, с учетом того, что общая протяженность железных дорог в России составляет приблизительно 85 тыс. км, общая стоимость внедрения GSM-R в РЖД может составить около $3,6 млрд. Для сравнения: сеть GSM-R на железных дорогах Великобритании обойдется до 2013 года примерно в $2 млрд, а индийская "дочка" АФК "Система" Sistema Shyam Teleservices Ltd (SSTL) заключила в этом году контракт с китайской ZTE на закупку оборудования для строительства сотовой сети стандарта CDMA 800 в Индии на $900 млн.
Александр Ъ-Малахов
Тематики: Мобильная связь
Ключевые слова: GSM, сотовая связь