Сервис ФМС «умирает» под давлением запросов через СМЭВ

01.01.2010

Российские банки массово подключились к системе межведомственного электронного взаимодействия и стали обращаться к сервису ФМС для проверки паспортных данных своих клиентов. Сервис не выдерживает такой нагрузки и дает сбои.

В ходе заседания президиума Ассоциации российских банков (АРБ) ряд ее участников подняли вопрос о проблемах при взаимодействии с Федеральной миграционной службой (ФМС).

Банки обращаются к информационному сервису ФМС для проверки паспортных данных заемщиков, подающих заявления на получение кредита, а также при проверке вкладчиков, желающих забрать из банка свои деньги. Но зачастую сервис ФМС не работает в течение нескольких дней и, соответственно, банки не могут осуществить необходимую проверку.

«На практике по этой причине банки часто вынуждены отказывать клиентам – физическим лицам в обслуживании, - говорится в заявлении АРБ. - Вместе с тем такие отказы, и особенно отказы в выдаче вкладов, неизбежно расцениваются клиентами как признак наличия у банка трудностей, чреватых отзывом лицензии, что в существенной мере вредит имиджу и деловой репутации кредитной организации, а также может легко спровоцировать панику вкладчиков».

Банки обращаются к ФМС через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Изначально эта система была создана для взаимодействия органов власти в рамках предоставления госуслуг, но с 2013 г. к ней активно подключаются и кредитные организации (помимо проверки паспортных данных, банки передают через СМЭВ в Казначейство информацию о платежах за услуги бюджетных учреждений).

В ФМС не смогли прокомментировать жалобы банков. По словам источника CNews, знакомого с деятельностью ФМС, у сервиса проверки паспортных данных есть две существенные проблемы. Во-первых, медленно работает его база данных, во-вторых, он периодически «падает».

Сервис работает в автоматическом (синхронном) режиме и используется, к примеру, при упрощенной регистрации на Едином портале госуслуг, говорит собеседник CNews. Верификация паспортных данных на портале может занимать до 20 минут.

«Для гражданина это не критично, он ждет проверку своих данных лишь один раз. Но для банка, который обращается к сервису регулярно, это неприемлемо», - считает собеседник CNews.

Вторая проблема, связанная с периодической недоступностью сервиса ФМС, возникает в связи с возросшей частотой обращений со стороны банков, добавляет источник CNews. Ситуацию, по его словам, усугубляют запросы от бюро кредитных историй, которые продают банкам услугу верификации паспортных данных и также обращаются за их проверкой в ФМС.

Такую услугу, в частности, предоставляет Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Как говорит его представитель Елена Григорьева, по договору между НБКИ и ФМС бюро и служба установили «b2b-соединение, с помощью которого бюро транслирует запросы банков на проверку статусов паспортов в ФМС. ФМС самостоятельно осуществляет проверку по своей базе и присылает ответ, в котором указан статус, по тому же каналу».

Соединение НБКИ с ФМС, по словам Григорьевой, установлено не через СМЭВ. Сбоев в его работе НБКИ не испытывает, условия соглашения не раскрывает.

Некоторые бюро кредитных историй, по мнению собеседника CNews, могут осуществлять проверку паспортов через «дружественные» банки, подключенные к сервису ФМС через СМЭВ, а затем продавать эту услугу другим банкам, что является нарушением закона.

ФМС, по его словам, для пресечения подобной практики, заключает с банками прямые соглашения, которые прямо запрещают им предоставлять сведения о проверке паспортных данных в сторонние организации.

В Минкомсвязи, отвечающем за функционирование СМЭВ и развитие систем электронного правительства, считают, что ФМС придется наращивать мощность своего сервиса в связи с ростом его востребованности.

«За последний год к СМЭВ подключились около 800 банков, соответственно, значительно возросла нагрузка и на сервис по проверке паспортных данных, - сообщил CNews замминистра связи Алексей Козырев. - Сервис ФМС является одним из самых востребованных в СМЭВ. Поэтому служба должна правильно управлять его мощностью».

Рост запросов через СМЭВ также стал причиной сбоев в работе ИТ-систем Росреестра, о чем ранее писал CNews. К этому ведомству обращаются региональные и федеральные органы власти, запрашивая выписки, необходимые им для предоставления госуслуг.

В отличие от ФМС, к Росреестру направляется большое число т.н. «проверочных» запросов, единственная цель которых – узнать готов ли ответ на основной запрос. Под давлением этого потока обращений даже выходило из строя оборудование Росреестра. Решить проблему предполагается с переходом на новую версию СМЭВ, которая позволит очистить входящий трафик.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: электронные услуги