Ширококолейный Интернет/"Дочка" РАО РЖД построит сеть за $1,5 млрд

12.10.2007

Как стало известно Ъ, оператор дальней связи "Транстелеком" (ТТК), принадлежащий ОАО РЖД, подготовил план строительства общероссийской сети широкополосного доступа. В течение трех лет ТТК планирует вложить в проект до $1,5 млрд с расчетом, что инвестиции позволят к 2012 году занять 12% рынка интернет-доступа в России. Эксперты отмечают, что ТТК сложно будет реализовать свои планы, поскольку, в отличие от конкурентов в лице "Связьинвеста" и "Голден Телекома", он не имеет опыта работы с индивидуальными пользователями.

О том, что "Транстелеком" подготовил стратегию развития в 2008-2012 годах, Ъ рассказал президент ТТК Сергей Липатов. 1 декабря она будет вынесена на совет директоров компании. Часть этой стратегии -- масштабная инвестпрограмма, предусматривающая выход ТТК на рынок широкополосного доступа для массовых пользователей во всех регионах России. Господин Липатов сообщил, что общий бюджет проекта может достигнуть $1,5 млрд в течение трех лет.

ЗАО "Компания 'Транстелеком'" создано в 1997 году. 100% акций оператора принадлежит ОАО РЖД. 17 региональных предприятий, входящих в ТТК, оказывают услуги связи по всей территории России. Выручка ТТК в 2006 году -- 17,8 млрд руб.

Вице-президент "Транстелекома" Аркадий Матковский рассказал Ъ, что ТТК планирует предоставлять "квартирным" абонентам полный набор мультисервисных услуг: телефонную связь, широкополосный доступ в интернет, платное ТВ. Для этого ТТК намерен как скупать региональные компании связи, так и создавать свою инфраструктуру доступа к конечным абонентам, в частности получать частоты для организации каналов беспроводного доступа. По словам господина Матковского, ТТК уже получил лицензию на беспроводную связь WiMAX в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока. "В целом к 2012 году мы планируем занять до 12% рынка широкополосного доступа в регионах России,-- говорит вице-президент ТТК.-- Объем этого рынка в указанный период приблизится к 80 млрд руб. в год".

"Транстелеком" не единственный крупный российский оператор, стремящийся на региональный рынок широкополосного доступа. Активнее всего в этом направлении сейчас движутся холдинги "Связьинвест" и "Голден Телеком". В конце сентября стало известно, что в "Связьинвесте" готовится инвестиционная программа на 2008-2012 годы, в рамках которой в цифровизацию сетей дочерних предприятий холдинга и развитие услуг широкополосного доступа планируется вложить $5-8 млрд руб. В свою очередь, "Голден Телеком" позавчера обнародовал детали инвестиционной программы, которая должна позволить ему завоевать к 2010 году до 20% российского рынка массового широкополосного доступа. В развитие своей дочерней компании "Корбина Телеком", строящей сейчас сети в 65 городах России, холдинг намерен вложить $1,5 млрд.

Третий крупнейший участник российского рынка фиксированной связи "Комстар-ОТС" в этом году также неоднократно заявлял о планах экспансии за пределы Москвы. Правда, крупных проектов и приобретений он пока не делает -- компания лишь ведет переговоры о покупке нескольких крупных региональных операторов, в числе которых ОАО ЦТС в Ростове-на-Дону и Костромская ГТС.

Аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов считает планы выхода ТТК на розничный рынок доступа в регионах оправданными, отмечая, что в ближайшие годы Россию ждет бум новых широкополосных подключений. "Благодаря низкому проникновению широкополосного доступа в регионах -- оно составляет всего 4% -- и активному привлечению провайдерами пользователей рынок за пределами Москвы растет быстрее, чем в столице,-- сказал господин Анкилов.-- По итогам первого полугодия количество новых абонентов в Москве выросло на 29%, до 1,35 млн, а в регионах -- на 65%, до 2,05 млн".

Потенциальные конкуренты ТТК пока осторожно комментируют перспективы развития бизнеса компании на розничном рынке. "С одной стороны, неоспоримое конкурентное преимущество ТТК -- собственная магистральная сеть,-- говорит гендиректор компании 'Корбина Телеком' Александр Малис.-- Но с другой стороны, у ТТК, в отличие от нас и предприятий 'Связьинвеста', нет опыта работы с индивидуальными пользователями. Чтобы инвестиции в новый проект были эффективными, компании придется перестроить свой маркетинг, коммуникации, создать службу продаж, ориентированную для работы на розничном рынке".

Иван Ъ-Чеберко, Валерий Ъ-Кодачигов

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Финансы

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, стать провайдером Интернета, крупнейшие Интернет-провайдеры, доступ в Интернет, широкополосный доступ, домовые сети , фиксированная связь, рынок фиксированной связи, финансы, электросвязь, инвестиции, управление инвестициями, инвестирование, инвестор, финансирование, привлечение инвестиций, куда вложить деньги, вложение денег, инвестиционная деятельность, управление инвестиционными проектами, ТрансТелеКом, компания ТрансТелеКом, ЗАО ТрансТелеКом, ЗАО компания ТрансТелеКом