Силовым структурам нужно сокращать бумагооборот

23.01.2015

Сокращения в МВД и ФСКН не будут эффективны без радикального сокращения потоков бессмысленной информации.

Недавно в СМИ попала информация о новых сокращениях в ФСКН и МВД. Как и в 2014 г., ведомства сообщают, что сокращению подвергнется центральный аппарат и региональные главки. Убирать людей «с земли» никто вроде бы не планирует. Выбранный путь в целом правильный, но есть ряд нюансов.

Общая численность полиции и других правоохранительных органов в России остается очень высокой по мировым стандартам: 560 полицейских на 100 000 населения, или один полицейский примерно на 170 человек взрослого населения. Руководство МВД часто обосновывает это большой территорией, по которой распределено население. Чтобы обслуживать 10 000 человек, живущих в 40 секциях 17-этажных домов, нужно существенно меньше полицейских, чем чтобы обеспечить нужды тех же 10 000, живущих в 100 деревнях и селах, рассеянных на квадрате 50 на 50 км (типовой сельский район Русского Севера или Сибири). Одновременно у российской полиции плохое техническое оснащение — фатально не хватает нормального автотранспорта, который увеличил бы мобильность сотрудников. Однако численность полиции в России слишком велика, даже если принять это во внимание. Избыточность, совершенно верно считает руководство МВД, возникает не за счет участковых, патрульной службы или оперативников. В российской полиции слишком много начальников, сотрудников непрофильных подразделений и тех, кто занимается бумажной, штабной работой. Их-то и планируется сокращать.

Опыт сокращения штабных и командных структур в МВД уже был, и на основании полевых исследований Института проблем правоприменения можно предварительно обозначить возникающие проблемы. Понятно, что далеко не всегда под сокращение подпали именно штабные должности. Сокращения коснулись и рядовых сотрудников. При этом обнаружилась системная проблема, которая очень сильно затрудняет сокращение полицейской бюрократии.

Раздутые штабы и управленческие подразделения генерируют огромный поток запросов, требуют отчеты, справки и другие в общем ненужные документы. Часто одна и та же информация запрашивается по нескольку раз разными структурными подразделениями вышестоящего управления. Таким образом появляется работа для нижестоящих управленческих структур и, как правило, избыточная нагрузка на тех, кто реально работает «на земле» — у кого в конечном счете запрашивают эту информацию. На первый взгляд если сокращать управленческие и штабные структуры пропорционально на всех уровнях, то проблема должна быть решена. Сокращенные «верхние» управленцы запрашивают меньше ненужной информации, на следующем этаже с сократившимся количеством запросов успешно справляется меньшее количество работников. Но здесь есть одна системная ловушка.

Дело в том, что многие отчеты, справки, информации и обзоры, которые вынуждены готовить сотрудники на низовом уровне, успели стать регулярными (от ежедневных сводок до ежегодных отчетов) и закрепиться в нормативных документах (от общеминистерских до районных и отраслевых). Поэтому сокращение численности штабов не вызывает пропорционального сокращения количества бумаг. В результате, чтобы меньшими силами справиться с почти не сократившимся количеством бумаг, сотрудники штабных и управленческих подразделений вынуждены перекладывать часть своей работы на представителей других служб или на тех, кто работает «на земле». Например, если раньше участковые сдавали рапорты о работе за неделю, которые потом обобщал управленец, то теперь на каждом опорном пункте старший участковый пишет отчет, которые потом сводятся на районном уровне.

Если не большинство, то весьма значительная часть этой информации попросту не нужна. В некоторых регионах она дублируется в базах данных, к которым есть доступ у вышестоящего руководства (например, число обращений в полицию). В других случаях речь идет об откровенно непрофильной или имитационной деятельности (например, участие участковых инспекторов в инструктажах населения по поводу пожарной безопасности). Или о бесконечном переоформлении одних и тех же документов под стандарты разных отделов регионального главка. Для того чтобы сокращение штабов управленческих аппаратов было успешным и принесло ожидаемую экономию бюджетных средств, не снизив, а повысив общую эффективность полицейской работы, наряду с самим сокращением нужно провести мониторинг бумагооборота и радикально сократить количество бессмысленной и никем не используемой информации, которая перемещается по вертикали из одного управленческого подразделения в другое.

Этот опыт будет полезен и за пределами МВД. ФСКН впервые будет проводить столь масштабное сокращение (в 2012 г. указ президента предписал ФСКН сократить число сотрудников на 5200, или примерно на 13%), и ей стоит учесть опыт соседнего ведомства. Сделанная силовиками ошибка — типовая. Сокращая во время экономического кризиса управленческие и административные подразделения и в бизнесе, и в государственном администрировании, очень часто забывают убить бессмысленные или избыточные обязанности, которые на них лежали. В результате сокращенные управленцы просто перекладывают часть своей работы на подчиненных, занимающихся конкретной работой, и общая эффективность работы ведомства или предприятия не возрастает, а падает.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: автоматизация документооборота

Дайджест


Другие новости