Сокращения теряют популярность

20.07.2009

Сокращения персонала уже не самый популярный способ снижения издержек: в мае текущего года было уволено менее 5% сотрудников крупнейших российских телекоммуникационных компаний. Штат сократили 38% крупнейших работодателей отрасли, и ровно столько же компаний увеличили численность персонала.

Такие данные приводятся в исследовании Pyndex (ежемесячный мониторинг антикризисных мероприятий в области HR, который проводит хедхантерская компания Pynes Group). Как рассказала ComNews руководитель проекта Pyndex Екатерина Варга, опрос проводился с 17 по 29 июня 2009 г. и отражает статистику по состоянию на 1 июня. В исследовании приняли участие 16 компаний из телекома и IT, средняя численность штата которых - от 300 до 1000 человек, средний оборот за 2007 г. – от $1 млрд до $5 млрд.

Опрос, проведенный Pynes Group в январе 2009 г., показал, что ранее в первую очередь компании снижали расходы на наем персонала, а уровень увольнений в телекоме составлял 5-9%. - в среднем 85% компаний приняли такие меры (см. новость ComNews от24 февраля 2009 г. 42763).

За последние несколько месяцев ситуация на кадровом рынке в телекоме несколько улучшилась, обнадеживает Екатерина Варга: "38% компаний указали, что увеличили штатную численность по сравнению с состоянием на август 2008 г. Среди уменьшивших численность (их было тоже 38%) объем сокращений в среднем составил менее 5% от общей численности". При этом 69% компаний указали, что осуществляют наем сотрудников хотя бы на критичные для бизнеса позиции, а 25% из них нанимают персонал в соответствии с планами развития. "Прием на многие позиции в компании приостановлен, однако это ограничение не касается ключевых для бизнеса функций – работы с клиентами, поддержки сети и т.д. Вакансии в этих направлениях заполняются по мере необходимости, - подтверждает пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева. - Кроме того, для повышения эффективности бизнеса мы управляем естественным оттоком сотрудников компании – высвободившаяся позиция заполняется за счет внешнего кандидата, только если она является критичной для бизнеса и нет претендентов внутри компании".

Помимо сокращений, работодатели находят и иные способы экономии на персонале: 33% компаний уменьшили расходы на соцпакет, 73% сократили расходы на обучение персонала. Впрочем, в ИТ-секторе игроки не существенно сокращают траты на обучение, замечает пресс-секретарь "Техносерва" Андрей Коняев: "Квалификация и опыт специалистов – краеугольный камень интеграционного бизнеса. Поэтому мы не сильно сократили инвестиции в обучение и сертификацию наших сотрудников. Определенной экономии удалось добиться за счет введения внутрикорпоративных обучающих программ". "Мы уменьшаем количество обучающих курсов и тренингов, для организации и проведения которых требуется привлечение сторонних ресурсов. Однако в нашем распоряжении по-прежнему такой важный актив, как "Билайн Университет", позволяющий проводить обучение сотрудников собственными силами, - подчеркивает Ксения Корнеева. - Компания не сокращает соцпакет и льготы".

По словам Екатерины Варги, премии урезали 57% опрошенных, зато оклады почти не сокращались. В 25% компаний сократилось количество позиций, которым предоставляются премии, также 25% компаний сократился объем премиальных выплат тем сотрудникам, у которых премии были год назад. 73% уменьшили командировочные расходы, 87% сократили или отменили бюджет на корпоративные мероприятия, 80% сократили расходы на наем персонала, 53% урезали затраты на содержание офиса (например, канцелярские расходные материалы, чай/кофе и пр.). 33% снизили расходы на периодику и профессиональные издания и столько же - на аренду помещений.

"В ИТ и телекоме ситуация стабильнее, чем во многих других секторах, компании чувствуют себя уверено", - резюмирует Екатерина Варга. "На 2009 г. мы почти вдвое сокращаем процент оптимизации численности персонала", - говорила заместитель гендиректора ОАО "Связьинвест" Надежда Филиппова в июне в интервью корпоративному журналу "Связьинвеста". "За последний год ни одного увольнения по причине сокращения должности в "Синтерре" не было, - свидетельствует генеральный директор "Синтерры" Виталий Слизень. - Более того, под ряд федеральных проектов мы набирали специалистов, и кризис здесь был нам только на руку. Так, в IV квартале прошлого года на работу было принято 43 человека, а в этом году уже было набрано порядка 60 новых сотрудников. Зарплаты всем более чем 2 тыс. специалистов группы "Синтерра" выплачивались и выплачиваются всегда день в день". "Однако если будет следующая волна кризиса осенью, то его волна, вероятно, докатится и до ИТ и телекома", - предупреждает Варга. 

Участники рынка говорят, что в период кризиса стали щепетильнее относиться к оптимизации численности персонала. Ксения Корнеева констатирует, что сокращения возможны в тех направлениях, где сотрудники дублируют функции друг друга. "Кроме того, мы стали более требовательны в отношении неэффективных сотрудников, - говорит она. "Была проведена реструктуризация, в ходе которой было, в том числе, ликвидировано дублирование функций подразделений, - подтверждает Андрей Коняев. - Большинство людей было переведено на другие участки работы, расстаться пришлось с сотрудниками, чьи функции оказались невостребованными в рамках новой корпоративной структуры".

Тематики: Кадры, Финансы

Ключевые слова: финансы, кадры, Связьинвест, Синтерра, Техносерв