Создание ГИС ТЭК начинается с задержкой на год
Минэнерго заканчивает прием конкурсных заявок на создание ГИС топливно-энергетического комплекса, которое должно было начаться еще осенью прошлого года. Впрочем, за это время заявленный бюджет проекта ранее и так уже скорректированный с 5,8 млрд до 921 млн рублей уменьшился еще как минимум на 221 млн рублей.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Министерства энергетики РФ объявило конкурс на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме: «Создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» (ГИС ТЭК). Прием заявок от претендентов завершается 9 октября, а их рассмотрение запланировано на 16 октября. Победитель конкурса должен будет выполнить все необходимые работы до 1 октября 2015 г.
Начальная (максимальная) цена разыгрываемого лота установлена на уровне 700 млн руб. Присланные заявки будут ранжироваться не только по запрашиваемой за работу сумме, но и по нестоимостным критериям: качественным, функциональным и даже экологическим характеристикам, а также уровню квалификации соискателей (наличию у них финансовых ресурсов и оборудования, опыта работы, деловой репутации и пр.).
Создание ГИС ТЭК регламентируется соответствующим федеральным законом от 3 декабря 2011 г., вступившим в силу 1 января 2012 г. В соответствии с его положениями система предназначена для автоматизации сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса России.
В 2012 г. РЭА Минэнерго с помощью своего субподрядчика «Артекс консалтинг» (бывший «Артекс нефтегаз») за i35,2 млн провело научно-исследовательские работы по ГИС ТЭК, которые впоследствии вызвали множественные нарекания со стороны Счетной палаты, осуществившей аудит проекта.
В частности говорилось о ненадлежащем исполнении работ, неадекватном расходовании средств и об ограничении конкуренции при заключении контракта. Также указывалось на то, что на момент экспертизы не было проведено ни одно из запланированных мероприятий госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики», направленных на создание ГИС ТЭК и даже не был разработан план конкретных работ. Резюмируя состояние системы, аудиторы говорили о том, что ее создание находится на «самом начальном уровне», на котором «описаны только предварительные требования».
В 2013 г. появился целый ряд новых документов, относящихся к ГИС ТЭК. В феврале Дмитрий Медведев утвердил положение о порядке доступа к данным, а в конце апреля подписал постановление об эксплуатации системы.
Позже команда Минэнерго, пришедшая с назначенным в мае 2012 г. министром Александром Новаком, пересмотрела концепцию создания ГИС ТЭК своих предшественников и вместо ранее затребованных i5,8 млрд запланировала потратить только 921 млн рублей. В начале октября 2013 г. куратор проекта, заместитель министра энергетики Антон Инюцын сообщал CNews, что сокращение бюджета произошло за счет отказа от построения инфраструктуры «с нуля» в пользу интеграции данных из уже существующих наработок крупных отраслевых компаний.
Вместо хранилища данных предполагалось создать шину для общения между системами. При этом срок построения ГИС, по оценке Минэнерго, вместо запланированных ранее пяти лет должен был составить два года плюс «год-полтора для настройки».
Тендер на создание ГИС ТЭК министерство намеревалось объявить уже осенью 2013 г., но по факту этого не произошло.
Как сообщил CNews референт департамента государственной энергетической политики Минэнерго Иван Куцевляк, за минувший год у проекта поменялся куратор — полномочия Инюцина (не покидавшего министерства) перешли к замминстра Алексею Текслеру.
Директор проекта ГИС ТЭК в РЭА Минэнерго Роман Щербов объяснил CNews задержку в объявлении конкурса тем, что в процессе подготовки к нему стало понятно, что большой объем регулирующих и нормативных правовых документов не соответствует реалиям текущего положения в ТЭК России. «Мы актуализировали эти документы, положили их в основу разрабатываемой системы и теперь готовы создавать ГИС ТЭК», — говорит он.
По словам Щербова, за прошедший год принципиально подход к созданию ГИС ТЭК не изменился, однако сместились акценты. Если ранее предполагалось, что система будет в большей степени интегральным инструментом, связывающим отраслевые системы сбора и подготовки отчетности, то теперь упор делается именно на прямой сбор отраслевой отчетности в ГИС ТЭК, минуя внешние системы. «Однако, небольшая часть существующих систем все-таки будет интегрирована», — уточняет Щербов.
Уменьшение и так уже скорректированной суммы с 921,4 млн до 700 млн рублей, фигурирующих в условиях конкурса, Щербов объясняет уточнением объемов проекта и корректировкой интеграционных расходов, которые первоначально составляли значительную часть бюджета. «Нам удалось снизить расходы именно на создание системы и направить оставшуюся часть на создание центра сбора и аналитики на базе РЭА, — заверяет он. — Данный центр и будет в основном использовать ГИС ТЭК как основной инструмент».
Опытная эксплуатация части сегментов ГИС ТЭК, как сообщает Щербов, должна начаться в середине 2015 г. Интеграционный сегмент планируется сдать в промышленную эксплуатацию в октябре 2015 г., отраслевые сегменты — до конца 2015 г.
По словам Щербова, окончательный состав участников намеченного пилотного внедрения ГИС ТЭК и опытной эксплуатации системы еще точно не определен. Однако многие электро-энергетические и вертикально интегрированные нефтяные компании уже заявили о своем желании поучаствовать в пилоте.
Тематики: Регулирование, Web
Ключевые слова: электронные услуги