Таксофоны на минуту
Ежемесячно на каждый российский таксофон универсального обслуживания в среднем приходится всего одна минута исходящего коммерческого трафика - такие данные представила вчера Россвязь. Статистика не обрадовала Минкомсвязи: чиновники планируют разработать новую модель оказания универсальных услуг (УУ), которая будет рассмотрена на министерской коллегии, а затем - в президиуме правительства.
Вчера в Минкомсвязи состоялось заседание секции Научно-технического совета, участники которого обсуждали результаты внедрения в РФ системы универсального обслуживания в области связи. Заместитель руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Сергей Мальянов отрапортовал, что с 2005 г., когда стартовал проект, Россвязь провела 261 конкурс на право оказания УУ и заключила 941 договор с 25 операторами универсального обслуживания. За 2005-2009 гг. операторы установили 147,27 тыс. таксофонов в 142 тыс. населенных пунктах и организовали 20,75 тыс. пунктов коллективного доступа (ПКД) в Интернет. "Общая сумма возмещения убытков от оказания универсальных услуг составила 21,5 млрд руб.", - заявил Сергей Мальянов. По его словам, в России осталось телефонизировать 685 населенных пунктов.
В прошлом году объем оказанных универсальных услуг связи (УУ) с использованием таксофонов составил более 6 млн минут. В I полугодии 2009 г. пользователи УУ выговорили 3 млн минут, из которых 2,38 млн минут приходятся на бесплатные звонки в экстренные службы, а 620 тыс. минут - на исходящий платный трафик. Таким образом, на каждый таксофон универсального обслуживания инициирует около 4 минут исходящего платного трафика в полугодие, или менее одной минуты в месяц.
Минкомсвязи находит эту статистику неутешительной. "Сколько мы можем получить за одну минуту в месяц - 24 копейки? А сколько мы тратим на систему мониторинга, на систему распространения карт... Если в населенном пункте живет 10 человек, может, проще поставить туда обычный телефон? А в Подмосковье уже некоторые собаки имеют сотовый телефон. Может быть, в этих местах нужно изменить подход, назвать такие таксофоны "устройство для вызова экстренных служб"? Может, надо придумать что-то совсем другое, новую форму оказания универсальных услуг?", - рассуждает замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, председательствовавший на секции НТС.
Любопытно, что статистика по проекту УУ, представленная "Связьинвестом", расходится с данными Россвязи. Отчитываясь по итогам развития УУ, директор департамента среднесрочного планирования ОАО "Связьинвест" Наталья Воробьева сообщила, что объем местного трафика таксофонов "Связьинвеста" в 2008 г. составил около 13 млн минут против 5,5 млн минут в 2007 г. По итогам 2008 г. и I квартала 2009 г. доходы "Связьинвеста" от оказания услуг местной связи на универсальных таксофонах составили 2,6 млрд руб., а убытки - 10,4 млрд руб. При этом компенсации операторы получили на сумму около 10 млрд руб., а убытки на 417 млн руб. остались непокрытыми. "Фактические убытки зачастую оказываются выше тех, которые предусмотрены договорами на оказание УУ", - пояснила Наталья Воробьева. По ее словам, МРК вложили в создание инфраструктуры для УУ 13,3 млрд руб. (без учета расходов на оборудование, полученное в лизинг). "Сроки окупаемости проектов превышают сроки действия обязательств Россвязи по компенсации убытков", - констатировала Наталья Воробьева. Сроки окупаемости по универсальным услугам составляют 6-9 лет, тогда как срок договоров с операторами по итогам конкурсов - 5 лет.
В результате, по итогам вчерашнего заседания Наум Мардер поручил провести еще одно заседание НТС через неделю-полторы. К этому времени участникам проекта предстоит подготовить дополнительный анализ структуры УУ, включая объемы потребления УУ в зависимости от региона, структуру пользователей УУ и др. Когда чиновники разработают предложения по усовершенствованию схемы оказания и финансирования УУ, предложения сначала будет рассматривать коллегия Минкомсвязи, а в конце года - президиум правительства.
При оказании УУ возникают и другие проблемы. Например, как отметил гендиректор КБ "Искра" (также занимается оказанием УУ) Андрей Ромулов, в некоторых регионах входящий трафик на таксофоны существенно превышает исходящий. "Люди договариваются, в какой момент будут звонить на таксофон (входящий трафик ведь бесплатный), и разговаривают по полчаса", - рассказал он.
Есть проблемы и у операторов, предоставляющих услуги доступа в Интернет в пунктах коллективного доступа (ПКД), что также включено в перечень УУ. Поскольку оказание УУ убыточно, операторы УУ (преимущественно МРК и ФГУП "Почта России") получают компенсацию убытков из специального резерва Россвязи, в который все операторы России с 2005 г. отчисляют 1,2% от оборота. Взаиморасчетами по УУ занимается 100%-ная "дочка" Связь-банка - ООО "Универсальные платежные средства" (УПС). Как ранее сообщал ComNews, в 2008 г. Россвязь рассчитывала собрать в резерв универсального обслуживания 10,3 млрд руб., а в 2007 г. ведомство собрало в резерв 7,5 млрд руб. и выплатило 4,4 млрд руб. в виде компенсации операторам УУ (см. новость ComNews от 11 августа 2009 г.).
Помимо финансовых, у "Почты России", которая управляет 15842 ПКД в 67 субъектах, есть и технические проблемы. Заместитель гендиректора "Почты" Игорь Мандрыкин сетует, что предприятию не хватает каналов связи для организации ПКД в некоторых регионах (на Дальнем Востоке, в Сибири и Северном Кавказе). Раньше "Почта" использовала в этих регионах технологию VSAT, но после того, как у нее истек срок соответствующих разрешений, "Почта" не может эксплуатировать VSAT самостоятельно. Как пояснил Игорь Мандрыкин репортеру ComNews, предприятие располагает "более 700 станций VSAT", и в ближайшее время планирует объявить конкурс на выбор оператора, который будет обслуживать эту инфраструктуру. "Выберем оператора, который будет оказывать на базе наших VSAT услуги. Планируем начать с сентября. Ресурс на спутниках также будет арендовать этот оператор", - отметил он в беседе с репортером ComNews.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Фиксированная связь, Регулирование
Ключевые слова: Минсвязи, регулирование