В Госдуму внесен законопроект об отмене обязательности УЭК

17.04.2015

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому выдачу универсальных электронных карт (УЭК) предлагается предусмотреть только на основании заявлений граждан, внесен в Госдуму РФ в субботу 11 апреля.

В настоящий момент Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных  услуг» предусмотрена выдача УЭК гражданам по 31 декабря 2016 года только на основании заявлений  граждан, а с 1  января 2017 года без подачи такого заявления, причем всем гражданам, которые своевременно не отказались от получения УЭК. При этом процедура отказа не  регламентирована на федеральном  уровне, и субъектам  Российской  Федерации не предоставлено право ее определять, сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Как писал «Экспертный центр электронного государства», ранее законом была предусмотрена выдача УЭК гражданам до 1 января 2015 года только на основании заявлений граждан, а с 1 января 2015 года — и без подачи такого заявления. Фактически перенос срока начала обязательной выдачи универсальных электронных карт на два года, до 1 января 2017 года, означал отказ от УЭК.

Учитывая многочисленные обращения граждан об отказе от получения УЭК, проектом федерального закона  предлагается предусмотреть выдачу УЭК гражданам исключительно на  основании их заявлений, говорится в пояснительной записке к законопроекту, поступившему на рассмотрение Госдумы в субботу.

Проект внесен по инициативе Московской областной Думы. Ранее в апреле против УЭК уже выступила Мосгордума (об этом писал D-Russia.ru).

По  данным  из  централизованной  системы  Федеральной уполномоченной организации ОАО  «Универсальная электронная карта» по состоянию  на 3  апреля 2015  года количество  заявлений  граждан о выдаче УЭК  составило  651 339,  включая  «пилотные  проекты»  в  субъектах Российской Федерации, где работа по выдаче УЭК  велась уже в 2012 году. Такая  незначительная  цифра  говорит  об  отсутствии  достаточной потребности в УЭК у граждан, сказано в пояснительной записке.

Федеральный закон не регламентирует вопросы финансирования указанного проекта. Расходы по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК могут быть возложены на  субъекты  Российской  Федерации. По предварительным расчетам, на выпуск УЭК только на территории Московской области  может потребоваться более  3 миллиардов  рублей. Действующий на  сегодня механизм  выдачи УЭК вынудит субъекты  Российской  Федерации  с 1  января  2017  года расходовать  значительный  объем  бюджетных  средств  на  выпуск не востребованных  гражданами УЭК, считают авторы проекта ФЗ.

Также указывается, что не  менее важной является норма проекта федерального закона, в соответствии  с  которой отсутствие у заявителя УЭК не может являться основанием для отказа в предоставлении ему государственных и муниципальных услуг.

Уточняется, что УЭК в случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлениями правительства Российской Федерации, нормативными  правовыми  актами  субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, будет являться документом, удостоверяющим право гражданина на  получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг наряду с документами на бумажных носителях.

Проектом федерального закона предлагается урегулировать и порядок отказа от использования УЭК.

Источник: Экспертный центр электронного государства, Татьяна Костылева

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Электронные госуслуги