В Петрозаводске состоялось выездное заседание Коллегии ФТС России

30.05.2014

29 мая 2014 года руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел в г. Петрозаводске выездное заседание Коллегии ФТС России

Коллегия ФТС России рассмотрела ход эксперимента по электронному документообороту при совершении таможенных операций с предприятиями, осуществляющими железнодорожные перевозки, а также вопросы развития системы управления рисками.

ФТС России совместно с ОАО «РЖД» организует и внедряет электронный документооборот для автоматизации обработки транспортных и таможенных документов. Создана модель информационного взаимодействия и определены пилотные зоны для совершенствования технологических решений. Активная фаза эксперимента была начата в середине 2013 года и продлится до 31 декабря 2014 года. Эксперимент показал, что внедрение электронного документооборота между ФТС России и ОАО «РЖД», прежде всего, позволяет сократить сроки совершения таможенных операций и минимизировать бумажный документооборот.

Электронный документооборот в области перевозок грузов железнодорожным транспортом представляет собой новую информационную технологию, обеспечивающую оформление в электронном виде документов, связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов, а также доставку и выдачу этих электронных документов участникам перевозочного процесса.

В рамках эксперимента в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления среднее время совершения таможенных операций при убытии железнодорожного состава в общеустановленном порядке составляет 113 минут, а в соответствии с Временным порядком – 73 минуты. В зоне железнодорожного пункта пропуска Наушки (Бурятская таможня) время оформления таможенных документов при убытии состава сократилось с 2 часов до одного часа в отношении однородных товаров (например, нефтепродукты) и до полутора часов в отношении многотоварных партий в рамках проводимого эксперимента.

В 2013 году на таможенном посту ЖДПП Наушки удалось неоднократно осуществить совершение таможенных операций при убытии поезда в соответствии с Временным порядком при вывозе одним должностным лицом за 15 минут. При этом были обеспечены «идеальные» условия (экспорт однородного товара – нефтеналивной состав). Реализации технологии, предусмотренной Временным порядком при вывозе, позволило сократить время совершения таможенных операций при убытии поезда в случае предоставления ОАО «РЖД» своевременной и полной информации как минимум в два раза.

По согласованию с ОАО «РЖД» после того, как ОАО «Карельский окатыш» подтвердит готовность осуществлять экспортные поставки исключительно с использованием электронного документооборота, будет принято решение о внесении изменений во Временный порядок при вывозе в части отмены на переходе Кивиярви-Вартиус (Республика Карелия) необходимости сверки электронных документов с бумажными при перевозке железорудных окатышей и отказа от бумажных документов.

Эксперимент по развитию электронного документооборота при перевозках грузов железнодорожным транспортом будет продолжен. Следующим этапом реализации Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза, станет организация эксперимента реализации полностью безбумажной технологии перевозки товаров с использованием только электронных документов и сведений. Бизнес также должен проявлять активность во внедрении безбумажной технологии перевозки товаров. Данный этап развития электронного документооборота позволит значительно сократить время совершения таможенных операций в пунктах пропуска и повысить конкурентоспособность российских железных дорог.

Коллегия ФТС России утвердила новую Концепцию развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации. В ней сформулированы базовые определения и принципы построения СУР, определены единые подходы к применению СУР на основе унифицированной структуры и процесса управления рисками, обозначены целевые ориентиры, отражающие эффективность работы по совершенствованию и развитию СУР.

Концепция отражает качественно новый уровень развития интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, учитывает коренные изменения в практике таможенного контроля и деятельности ФТС России, направленных на выполнение плана мероприятий (дорожной карты) «Совершенствование таможенного администрирования».

Система управления рисками играет важную роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, противодействии преступлениям и административным правонарушениям в области таможенного дела, оптимизации ресурсов таможенных органов, сокращении сроков и издержек заинтересованных лиц на совершение таможенных операций.

В 2013 году и в первом квартале 2014 года по результатам применения СУР дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 20 млрд. 839 млн. рублей, возбуждено 748 уголовных дел и 26 549 дел об административных правонарушениях. В отношении 1 627 партий товаров было принято решение о запрете их ввоза/вывоза. При декларировании товаров в 17 364 случаях принималось решение об отказе в выпуске.

В первом квартале 2014 года основными типами рисков являлись занижение таможенной стоимости товаров (11,9% от общего количества деклараций), заявление недостоверных сведений о стране происхождения товаров и неправомерное предоставление тарифных преференций (8,6%), заявление недостоверных сведений о весе, количестве и наименовании товаров (4,0%), несоблюдение установленных запретов и ограничений (3,0%), недостоверная классификация товаров (1,8%), несоблюдение прав на объекты интеллектуальной собственности (0,8%).

Развитие категорирования участников ВЭД позволило отнести к субъектам ВЭД с низким уровнем риска свыше двух тысяч импортеров, которые формируют 40% от общего декларационного массива и уплачивают 52% таможенных платежей при ввозе товаров. В отношении них реализуется принцип выборочности таможенного контроля и сроки совершения таможенных операций сокращены. Доля партий товаров с проведенным таможенным досмотром сократилась в 10 раз до 0,7%, с запросом дополнительных документов и сведений сократилась в 11 раз до 1,3%.

 

 

 

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: электронный документооборот