Знаки свыше

25.05.2009

Усиление роли государства в российской отрасли информационных технологий и телекоммуникаций продемонстрировала выставка «Связь-Экспокомм-2009». В условиях кризиса государство становится не только регулятором IT-рынка, но и одним из главных потребителей его продуктов и услуг.

Прошедшую в Москве выставку «Связь-Экспокомм-2009» почтили вниманием высшие представители государственных органов. В первый день работы выставки ее посетил президент Дмитрий Медведев, на стендах можно было встретить вице-премьеров Сергея Иванова, Сергея Собянина, не говоря уж о министре связи и массовых коммуникаций Игоре Щеголеве. Повышенный интерес властей воодушевил участников выставки. «Приятно, что руководство страны уделяет столько внимания нашей отрасли, — поделился с “Экспертом” на своем стенде Тагир Яппаров, генеральный директор компании “АйТи”. — Впрочем, хотелось бы, чтобы это внимание выражалось в более системных мерах поддержки IT-отрасли. Меры известны и эффективно принимаются в других странах: это более гибкое налогообложение, стимулирование капитализации рынка, программа технопарков и так далее».

Заинтересованность властей приятна участникам рынка не только в связи с возможными новыми законодательными формами поддержки отрасли, но и потому, что именно государство сейчас становится одним из основных потребителей IT-услуг в России. «Из-за кризиса коммерческие организации сокращают бюджеты на информационные технологии, и государственные заказы зачастую становятся средством выживания многих IT-компаний в России, — продолжает Тагир Яппаров. — Например, нашей компании порядка 40 процентов доходов сейчас дает госсектор. И именно на нынешней выставке мы активно предлагаем решения для государственных учреждений. В частности, это новая платформа, которая позволяет госструктуре за считаные дни разворачивать целый набор электронных услуг для населения».

«Электронные услуги», «электронная очередь», «электронные службы одного окна» — эти словосочетания участники нынешней выставки употребляли как никогда часто. Производители соответствующих решений отмечали, что данные информационные продукты могут стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией и прочими бюрократическими злоупотреблениями. Впрочем, именно поэтому бюрократический аппарат негласно тормозит внедрение таких электронных систем. Так, компания «Ай-Теко» представила на выставке систему центров обслуживания населения (ЦОН), которую она уже успешно внедряет в Казахстане. Пользуясь этой системой, любой гражданин может обратиться в один из электронных центров и без лишних проволочек получить там нужную справку, документ и прочие услуги от государственных органов. Сейчас в систему ЦОН в Казахстане входит набор из четырех государственных услуг населению, к исходу нынешнего года их будет 65, а до конца следующего года — 132. «Излишне говорить, как подобные электронные центры удобны для населения. Человеку не надо ходить по кабинетам, стоять в очередях, запрос в нужное ведомство отправляется в электронном виде, — говорит Артем Кожухов, менеджер проекта. — Одновременно электронная система контролирует процесс и скорость прохождения запроса, исключая таким образом взятки и проволочки. Включив компьютер, можно наглядно увидеть, где и по чьей вине документ задержался, и наказать виновного. В Казахстане, где мы внедряем данную систему, существует политическая воля руководства страны бороться, в том числе с помощью подобных систем, со злоупотреблениями. В России же без инициативы высшего руководства страны мы сталкиваемся со скрытым сопротивлением внедрению таких электронных решений со стороны чиновников».
Еще и производитель

Примечательно, что государство фигурировало на выставке не только как потребитель ИКТ-услуг, но и как их производитель. В «Связь-Экспокомме» в этом году участвовало на редкость много различных ГУПов, ФГУПов и прочих государственных предприятий, которые продемонстрировали ряд действительно интересных и технологичных решений для рынка.

ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть», например, представило проект «Социальная розетка». Созданная на основе проводного радиовещания (или радиоточки, которая есть в каждом доме) розетка предоставляет возможность доступа к привычному трехпрограммному радио, а также к «социальному телевидению» (минимальному бесплатному доступу к восьми телевизионным каналам) и «социальному интернету» (предполагается, что это будет подключение к Сети с низкой скоростью передачи данных, предоставляемое рядом провайдеров на бесплатной основе). Кроме того, «социальная розетка» оснащена «тревожной кнопкой» и встроенным громкоговорителем. При нажатии на кнопку сигнал поступает на центральный диспетчерский пульт, откуда оператор может связаться с потерпевшим и выяснить, какая требуется помощь. Экспериментальная эксплуатация показала, что подобная система позволяет в шесть раз быстрее реагировать на чрезвычайные ситуации в доме. А через встроенный громкоговоритель сотрудник соответствующей службы (например, врач или пожарный) может дать инструкции, как себя вести в экстремальной ситуации. Разработчики утверждают, что проект уже почти окончательно утвержден правительством Москвы и скоро «социальные розетки» будут устанавливаться в новостройках, а также в реконструируемых домах города.

Широко обсуждалось на выставке будущее российской навигационной системы ГЛОНАСС — альтернативы американской GPS. Участники излучали оптимизм, говоря о навигационной системе по-русски. Ряд государственных предприятий активно продвигали связанные с ГЛОНАСС разработки. Так, ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» показал спроектированные им новые аппаратные устройства для приема сигналов ГЛОНАСС, которые можно легко устанавливать в автомобили и другие транспортные средства. Кроме того, институт разработал довольно эффективный программный комплекс, позволяющий, например, крупным транспортным предприятиям на основе ГЛОНАСС координировать передвижение и маршруты своего автопарка.

Чувствуя твердое намерение российских властей продвигать систему навигации ГЛОНАСС, лицом к ней начинают поворачиваться и крупные зарубежные производители аппаратных средств. В частности, компания Mio Technology представила на выставке первый в мире массовый автонавигатор Mio C725, способный одновременно принимать сигналы как GPS, так и ГЛОНАСС. Представители одного из ведущих мировых производителей пользовательских навигационных устройств (доля Mio в России — более 20% рынка автонавигаторов) утверждают, что способность нового навигатора помимо GPS принимать еще и сигналы ГЛОНАСС позволяет ему более точно определять положение на местности по сравнению с одноформатными GPS-приемниками. Однако подоплека данного шага может быть иная: ходят упорные слухи, что правительство РФ для стимулирования развития системы ГЛОНАСС планирует поднять таможенные пошлины на устройства, поддерживающие только американскую систему GPS. Неофициальные источники утверждают, что пошлины могут составлять до 25% стоимости навигаторов.
Интернет по-русски

Большое внимание, в том числе со стороны государства, на выставке «Связь-Экспокомм» было уделено вопросам развития интернета. По инициативе Минкомсвязи на выставке был создан объединенный «социальный» стенд «Территория безопасного интернета», посвященный, в частности, проблемам защиты детей в интернете от негативного контента. На стенде был представлен проект NetPolice — новый персональный фильтр, который установлен уже почти во всех российских школах. Фильтр автоматически блокирует доступ к веб-сайтам, содержащим порнографию, насилие и прочую негативную для детей информацию. Желающие могут установить фильтр бесплатно (вариант NetPolice Light) или же за дополнительную плату (400 рублей в год) приобрести расширенную версию, которая более оперативно обновляется и работает еще эффективнее.

Но главной темой дискуссий вокруг интернета стали перспективы нового домена .РФ. Смысл инициативы — создание зоны интернета, где адрес веб-страниц можно было бы набирать на кириллице, не коверкая русские слова латинским алфавитом. «Многие страны имеют домены, приспособленные к своим языкам, российские пользователи тоже заслужили право иметь возможность пользоваться русским алфавитом для набора адресов веб-сайтов», — говорит Екатерина Царькова, директор департамента развития и маркетинга крупного российского регистратора доменных имен Reg.ru.

На выставке активно обсуждались условия и сроки создания нового домена .РФ. Директор координационного совета по этому вопросу Андрей Колесников сообщил, что регистрация адресов в зоне .РФ может начаться уже в ноябре текущего года, но окончательные сроки будут зависеть от ближайшего решения международной организации ICANN. Российские регистраторы также заявили, что условия для регистрации в зоне .РФ будут более строгими, чем в нынешней доменной зоне .Ru. Это позволит избавить новое доменное поле от информационного мусора и негативного контента.

Ну а в вопросах подключения к Всемирной сети красной нитью на выставке проходила тема беспроводного широкополосного доступа в интернет по технологии WiMAX. Пионер этой технологии — компания Yota, которая уже предоставляет WiMAX-доступ с конца прошлого года, — объявила, что вслед за Москвой в ближайшее время начнет развивать услуги доступа по технологии WiMAX в Уфе, Сочи и Краснодаре. Конкуренцию Yota составит компания «Комстар», которая официально запустила свою WiMAX-сеть в Москве в коммерческую эксплуатацию в первый день выставки. Сейчас WiMAX-сеть «Комстар» состоит из 170 базовых станций. Цена подключения приблизительно такая же, как у Yota: для пользования услугами WiMAX нужно приобрести модем за 4,5 тыс. рублей, а стоимость трафика начинается от 3 руб./Мб.

В области услуг мобильной связи самой горячей темой стал вопрос мобильного телевидения. Оператор связи «Мегафон» расширяет набор предоставления услуг в этой сфере, предлагая за восемь рублей в день смотреть на экранчике мобильного телефона или коммуникатора около 30 каналов. Правда, телесигнал по-прежнему доставляется в трубку в стандарте GPRS/EDGE, что иногда приводит к «зависанию» картинки. Безусловно, более совершенная технология — мобильное телевидение в эфирном цифровом стандарте DVBH. Данный формат представил на выставке сотовый оператор «Билайн», который обещает запустить услугу уже в июне. На порядок более качественный просмотр семи-восьми телеканалов, по предварительной информации, будет стоить 150–200 рублей в месяц, правда, для пользования услугой придется купить телефон, поддерживающий формат DVBH, по цене 11–12 тыс. рублей.

Тот же «Билайн» на выставке заявил, что будет под своим брендом предоставлять и стационарный домашний доступ к платному телевидению (это направление «Билайн» развивает после поглощения крупного оператора платного телевидения компании «Корбина»). Одна из «фишек» новых услуг — приставка со встроенным жестким диском на 160 Гб. Ее предлагается купить за 8 тыс. рублей. Программное обеспечение позволяет пользователю делать паузы во время просмотра любой телепередачи: после нажатия кнопки «Пауза» программа в автоматическом режиме начинает записываться на жесткий диск, и зритель в любой момент может продолжить смотреть, скажем, любимый сериал, не упустив ничего из сюжета.

Производители телевизоров тоже представили на выставке ряд интересных новинок. Так, на стенде компании Samsung был настоящий аншлаг благодаря новому телевизору с функцией трехмерного изображения. В обычном режиме телевизор дает обычную картинку, но если запустить фильм или игру, записанные в трехмерном формате, и надеть специальные очки (цена 7 тыс. рублей), то герои на экране вдруг обретут объем и будут выглядеть как живые. Кстати, новый телевизор будет производиться на российском заводе Samsung в Калуге, а стоить будет примерно столько же, сколько обычная плазменная панель.

Тематики: Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: Минсвязи, регулирование, Роскомнадзор