Электронное правительство: рейтинг российских регионов на июль 2011 г.

27.07.2011

«Центр прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент» составил очередной рейтинг субъектов РФ по уровню развития электронного правительства по состоянию на 1 июля 2011 года. Ключевой особенностью нового исследования стал анализ не только региональных порталов госуслуг и пользования их электронными госуслугами, но и данные федерального портала www.gosuslugi.ru. При этом, в отчете отмечается, что положительная вертикальная миграция в списке с момента публикации последнего рейтинга в апреле 2011 г. объясняется именно появлением электронных госуслуг на региональных порталах, в то время как понижение в рейтинге обусловлено, главным образом, нестабильностью в их работе.

Оценка государственных и муниципальных услуг производилась на основании Административных регламентов, размещенных на портале государственных услуг субъекта РФ. При оценке уровня (всего их 5, последний является самым высоким) оказания электронных госуслуг к порталам предъявлялись следующие требования: информация считается размещенной на Портале при наличии Административного регламента предоставления услуги, размещение на Портале государственных услуг бланков (шаблонов) заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги, возможность предоставления документов в электронной форме, мониторинг хода оказания услуги на Портале государственных услуг и, наконец, самый последний – пятый уровень уже непосредственно связан с оказанием услуги полностью или частично в электронном виде. Оценка дополнительных электронных услуг производилась по услугам, не отраженным в вышеперечисленных пунктах, - такие услуги оказывались рамках полномочий органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.  При этом, под электронной услугой понимается услуга, достигшая пятого уровня и оказываемая полностью или частично в электронном виде.

Объектом мониторинга проведенного исследования стали:
- Государственные и муниципальные услуги, информация о которых размещена на Портале государственных услуг субъектов РФ;
- Деятельность многофункциональных центров обслуживания населения;
- Информационно справочное обеспечение в том числе информационные киоски и мобильные информационные сервисы;
- Использование специальных средств персональной идентификации (электронных социальных карт).

Значительно внимание в исследовании было уделено и техническому обеспечению функционирования региональных порталов госуслуг. При этом, оценивались следующие показатели: перерывы в работе порталов государственных услуг (более 4-х часов в сутки), индексирование сайте поисковыми системами (попадание в первые 20 ссылок), независимая система учета посещений портала и раскрытие информации данной системы о посещаемости (отношение посетителей к населению региона). Кроме того, критериями оценки также послужили: сохранение возможности навигации по сайту при отключении графических элементов оформления сайта, встроенная система поиска по сайту (контекстный поиск), а также работоспособность системы быстрого доступа к отдельным услугам и/или разделам услуг.

Уровень развития инфраструктуры электронного правительства субъекта определялся по наличию следующих элементов: ссылка на Интернет-приемную официального сайта органов власти субъекта РФ, функционирование обратной связи по работе портала, система консультирования по услуге (по группе услуг), наличие информационных киосков, уровень функционирования МФЦ, наличие мобильных информационных сервисов, электронная карта и доступные при помощи нее электронные госуслуги.

Как видно из результатов исследования, приведенных далеко не в полном объеме (полный список всех регионов РФ размещен на сайте «Госменеджмент»), удивительный образом, Москва занимает всего лишь 32 место по России (10 по Центральному округу) и по уровню развития электронного правительства ее опережает Московская область (18 место по России и 3 по округу). На Северо-Западе все совсем наоборот: здесь локомотивом выступает как раз Санкт-Петербург (5 место по России, 1 по округу), в то время как Ленинградская область занимает лишь последнее место (77 место по России). В то же время, удивила высокая работоспособность сервисов электронного правительства в Дальневосточном федеральном округе. Мало того, что Амурская область и Хабаровский край вошли в первую десятку региональных лидеров (3 и 7 места по России соответственно), так еще и все остальные регионы оказались крепкими середнячками, разве что за исключением Чукотки и Якутии. Кроме того, здесь самый высокий показатель в России предоставлению госуслуг – сказывается географическая удаленность от центра. Удивление вызывает и тот факт, что в составленном рейтинге регионы Южного федерального округа стали отставать от только что созданного Северо-Кавказского (даже не смотря на то, что в Карачаево-Черкесии и Ингушетии региональных порталов госуслуг вообще пока нет). К примеру, региональный лидер – Волгоградская область занимает по России лишь 49 строчку. Интересно также, что в составленном рейтинге республика Татарстан, часто позиционирующаяся как образцово-показательный регион в части развития электронного правительства, заняла лишь 8 место. А на первых местах – Нижегородская область, Липецкая область, Амурская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, Омская область, Хабаровский край (7 место), Воронежская область (9) и Республика Алтай.

При этом, сравнивая результаты исследований трехмесячной давности, можно увидеть многочисленные примеры резкой вертикальной мобильности, когда некоторые регионы стремительно поднимались вверх (к примеру, Московская область с 77 на 18 место по России) или опускались вниз (Республика Калмыкия с 13 на 51). Положительная вертикальная миграция исследователями «Центра прикладной экономики» объясняется появлением электронных госуслуг на региональных порталах, в то время как понижение в рейтинге обусловлено, главным образом, нестабильностью в работе порталов. Кроме того, за прошедшие три месяца появились порталы государственных и муниципальных услуг в Чеченской Республике и Пермском крае. На сегодняшний день, только два субъекта (Республика Ингушетия и Карачаево-Черкесская Республика) не имеют порталов государственных и муниципальных услуг.
Полный список регионов с подробным подсчетом общих баллов на июль 2011 г. доступен на сайте электронного журнала «Госменеджмент».

Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Интернет, Интеграция, Регулирование, Web