Начальник отдела «Электронное правительство» компании ЭОС Иван Скородумов: «В дальнейшем основным вектором предоставления услуг станет упрощение процесса взаимодействия для граждан»
Руководство России в последнее время уделяет много внимания развитию электронного правительства, однако страна все равно не входит в число лидеров в этой области. Эксперты считают, что предпринимаемых мер недостаточно. О том, какова сейчас ситуация с развитием электронного правительства в РФ, что его сдерживает, а что может стать драйвером, рассказывает Иван Скородумов, начальник отдела «Электронное правительство» компании ЭОС.
- Можно ли говорить о том, что на сегодняшний день электронное правительство в России работает на полную мощность?
- Что такое полная мощность в отношении электронного правительства – определить трудно, но полагаю, что в любом случае говорить об этом пока рано. Это можно будет утверждать только тогда, когда большинство услуг у нас будет предоставляться в электронном виде, а ведомства не будут запрашивать документы, сведения о которых уже имеются в базах данных других органов власти. Тем не менее, существенные шаги к этому уже сделаны. Граждане все активнее пользуются единым порталом госуслуг, к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) подключаются коммерческие организации, в том числе банки, появляется все больше онлайн-услуг, появилась система досудебного обжалования (ФГИС ДО), система оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг (ИАС МКГУ).
- Каковы драйверы развития этого направления и сдерживающие факторы?
- Драйвером развития до сих пор является необходимость исполнения нормативно-правовых документов. Так, в 2016 году появился ряд нормативных документов, предъявляющих более серьезные требования к предоставлению услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, осуществлению межведомственного взаимодействия (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 г. Москва «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»).
Что касается сдерживающих факторов, то их несколько. Не способствует развитию направления медленный переход межведомственного взаимодействия на СМЭВ 3.0, снижение финансирования, выделяемого в регионах на электронное правительство, малое вовлечение граждан в получение государственных услуг в электронном виде. Безусловно, интерес к этому растет, но мы еще не достигли той точки, когда общество – в лице граждан и бизнеса – будет активнее требовать от государства повышения качества предоставления услуг, что станет существенным драйвером для развития всего направления.
- Не является ли сдерживающим фактором недостаток ИТ-решений для развития электронного правительства? - Насколько сейчас велика конкуренция в области ИТ-решений для развития сервисов электронного правительства?
- Нет, решений вполне достаточно. Более того, конкуренция в этой сфере велика и с каждым годом растет. На сегодня интеграцию со СМЭВ и автоматизацию отдельных направлений предлагают и крупные вендоры, и небольшие компании.
- А какова стратегия ЭОС в разработке подобных продуктов?
- Основной стратегии нашей компании является направление на комплексную автоматизацию и высокое качество предоставляемых продуктов. Мы уже давно выросли из компаний, которые предлагают минимальный набор средств для автоматизации предоставления государственных услуг. Сегодня мы автоматизируем ведомства, предоставляющие услуги, многофункциональные центры, разрабатываем региональные порталы государственных и муниципальных услуг, имеем в своем портфеле специализированные отраслевые решения, такие как предоставление услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета единого федерального образца или выдача лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Наша информационная система по автоматизации деятельности многофункциональных центров АИС МФЦ «Дело» и система предоставления услуг одними из первых в РФ вошли в реестр отечественного программного обеспечения и соответствуют всем предъявляемым нормативным требованиям. Мы уже начали работы по интеграции АИС МФЦ с МВД по услуге выдачи паспорта, чего нет у наших конкурентов, ведем работы по взаимодействию с ПФР и Росреестр через СМЭВ 3.0.
Но главное направление – это обеспечение электронного взаимодействия в регионе за счет интеграции с системой электронного документооборота СЭД «Дело». Это означает, что с помощью наших продуктов реализуется концепция единого информационного пространства, когда, приняв однажды у заявителя комплект бумажных документов, МФЦ далее взаимодействует с ведомствами в электронном виде без передачи бумажных экземпляров документов. Еще пример: заявитель обратился через единый или региональный портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ/РПГУ), а в регионе, который использует наши продукты, есть возможность предоставить эту услугу в электронном виде.
- Что в решениях этого сегмента сейчас является необходимым минимумом, а что – инновационным направлением? Как это отражается в решениях ЭОС?
- Необходимым минимумом является интеграция подобных решений со СМЭВ и ЕПГУ. Этот джентельменский набор есть уже у большинства компаний, предлагающих услуге на рынке. Каких-то инновационных и прорывных решений сейчас в России не наблюдается – это связано в том числе и с экономическим кризисом. Вместе с тем мы видим, что сфера предоставления государственных услуг качественно расширяется. Если ранее мы говорили только о предоставлении услуг в электронном виде и межведомственном взаимодействии, то сегодня можно смело говорить о том, что элементом электронного правительства является и сеть многофункциональных центров страны.
МФЦ – это не просто место приема документов от граждан, а организация, широко использующая ИКТ и сервисы электронного правительства в своей деятельности. В МФЦ реализованы интеграции с такими сервисами, как единая система идентификации и авторизации (ЕСИА), система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), федеральным реестром государственных услуг (ФРГУ), ИАС МКГУ, единый личный кабинет пользователя на ЕПГУ (ЕЛК). Планомерно выстраивается взаимодействие в электронном виде с ведомствами, такими, как МВД, Росреестр, ПФР, что обеспечивает взаимодействие исключительно в электронном виде без бумажных документов.
- Как будут в дальнейшем развиваться решения для электронного правительства? Какие тренды будут ведущими, а какие уйдут на второй план?
Вероятнее всего, в дальнейшем основным вектором предоставления услуг станет упрощение процесса взаимодействия для граждан. Будет повышаться доля услуг, предоставляемых в режиме онлайн. Безусловным трендом должны стать услуги для бизнеса, т.к. число молодых управленцев в сфере бизнеса, которые выросли на использовании информационных технологий, с каждым годом увеличивается, и в скором времени поход в налоговую инспекцию в традиционном понимании должен стать архаизмом: гораздо быстрее и привычнее будет зайти на официальный сайт налоговой инспекции или ЕПГУ и заказать необходимые услуги или предоставить декларацию.
Мы чувствуем этот тренд уже сейчас. Например, с лета этого года Росреестр не выдает свидетельства о собственности – всё, такого документа в привычном понимании (красивая цветная бумажка формата А4) нет, есть запись в базе данных Росреестра, т.е. только электронный документ.
Безусловно, должны будут упрощаться системы в ведомствах при взаимодействии с сервисами электронного правительства. Например, уже сейчас мы реализуем свои системы в таком виде, чтобы пользователю не надо было совершать лишних действий – система сама понимает, в каком случае при предоставлении услуги необходимо направить межведомственный запрос или проверить информацию через СМЭВ. Сотруднику ведомства остается только принять решение на основе собранной информации.
Системы должны становиться все более простыми, интуитивно понятными, но при этом поддерживать все более сложные процессы. У сотрудников ведомств не должно быть лишних альтернатив при предоставлении услуг, т.е. должна быть экспертная поддержка каждого шага, чтобы сотрудник не думал лишний раз, на какую кнопку нажать. В идеале большинство функций, выполняемых человеком, должны быть заменены системами принятия решений. В случаях, когда регламенты прописаны очень четко, это возможно делать уже сегодня.
Еще одним трендом должно стать предоставление услуг ведомствами в инициативном порядке. Например, если я переехал жить в другой регион, то почему бы МВД не уведомить меня о необходимости перерегистрации автомобиля и сразу предложить время приема или сделать это в автоматическом режиме и выдать обновленный электронный паспорт транспортного средства. Или почему бы ПФР автоматически не выдавать СНИЛС новорожденному ребенку на основании данных из ЗАГС – зачем родителям идти в МФЦ и предоставлять документы? Государство и так в курсе, что человек родился. Ведь мужчина призывного возраста не ходит по своей инициативе в военкомат, чтобы пойти на сборы, в случае необходимости государство само его находит и «предоставляет услугу» по вручению повестки, медкомиссии и отправки в армию. Т.е. государство о нем помнит и знает! Так и здесь: государство знает про нас почти все, надо только научиться это использовать.
Должны улучшаться и интерфейсы для заявителей. В России наконец появилась новая версия портала госуслуг, которая вышла из статуса «beta» и перешла в режим промышленной эксплуатации. Впервые государство озаботилось вопросом удобства пользователя единого портала госуслуг. Но на этом нельзя останавливаться: чем проще и удобнее будет способ взаимодействия, тем большее количество заявителей будет этим пользоваться, что будет неминуемо приводить к росту популярности и востребованности госуслуг.
Со временем на второй план будут уходить такие тренды, как популяризация электронных услуг. Но это случится только тогда, когда ЕПГУ станет основным и приоритетным механизмом получения услуг, когда у пользователя будет четкое понимание, нужна услуга – иду на ПГУ.
- Отстает ли Россия в области электронного правительства от стран-лидеров?
- Единственный рейтинг в мире по уровню развития электронного правительства нам предоставляет ООН. Данный рейтинг составляется один раз в два года. И если в 2014 году Россия показала значительный рост (29-ая позиция) по сравнению с 2012 годом, то в 2016 году мы потеряли несколько позиций (35-ое место). Поэтому на сегодняшний день Россия действительно отстает от стран-лидеров, так как мы не входим даже в первую десятку стран. Несмотря на то, что конкуренция в этой области высокая, например, Узбекистан за последние два года отыграл 20 позиций, выше нас стоит и Уругвай – это должно быть стимулом для развития.
- Что необходимо, чтобы мы стали лидером?
Здесь необходимо принятие комплекса мер. Необходимо повышать уровень отраслевой информатизации. Ведь на сегодняшний день информатизация во многих сферах до сих пор находится на низком уровне. И часто ведомства – владельцы информационных ресурсов не имеют возможности реализовать проекты в области электронного правительства.
На данном этапе также необходимо популяризировать предоставление услуг для граждан, и работа в этом направление ведется и во многих регионах, и на уровне Минкомсвязи. Безусловно, необходимо развивать и перечень услуг для бизнеса, это может стать существенным драйвером развития электронного правительства.
Кроме того, очень важным аспектом является совершенствование законодательства и контроль над его исполнением. Без нормативно-правового обеспечения развивать электронное правительство трудно.
Тематики: Интеграция
Ключевые слова: ЭОС, электронное правительство