Электронное правительство Узбекистана стало прозрачным и влиятельным
Последние события превращают электронное правительство Узбекистана в нечто более существенное, чем просто веб-сайт для подачи жалоб и получения форм, говорят наблюдатели.
Меньше коррупции, больше прозрачности
В ноябре парламент и кабинет министров приняли два решения, которые, как ожидается, будут способствовать сокращению коррупции и повышению прозрачности. Законопроект, принятый в парламенте 18 ноября, должен быть все еще подписан президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Согласно законопроекту, правительственные учреждения обязаны предоставлять услуги на сайте электронного правительства. К ним относятся такие крупные игроки, как Государственный таможенный комитет и Налоговый комитет. Ожидается, что после регистрации этих ведомств уровень коррупции среди недобросовестных должностных лиц значительно снизится.
Резолюция, принятая кабинетом министров 6 ноября, гарантирует прозрачность, позволяя пользователям оценить предоставляемые правительственными агентствами электронные услуги, сообщил в интервью «Средней Азии в Интернете» представитель парламента Азамат Мухтаров. «Мы считаем, что необходимо проводить постоянный мониторинг, — сказал он. — Он позволит показать, где есть недочеты в своевременном предоставлении информации и принятии решений. С 1 января будет внедрена система мониторинга, и будет публиковаться рейтинг открытости госорганов».
1 января в силу войдет еще одно крупное изменение: все граждане, не только владельцы бизнеса, будут иметь возможность подавать судебные жалобы (против отдельных лиц, предприятий или учреждений) через Интернет, утверждают власти.
«Суд постепенно подвергается информатизации, — сказал «Средней Азии в Интернете» сотрудник Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Андрей Шадрин. — С 2013 года предприниматели могут подавать иски в электронном виде… В следующем году [другие] граждане получат новые инструменты. В электронном виде можно будет подавать обращения, иски, а также получать повестки, решения и другие документы».
Правительство предоставляет все больше и больше электронных услуг, начиная с 2013 года, когда была утверждена Программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы на 2013-2020 гг., говорит Мухтаров. «Наша цель – сделать так, чтобы граждане и предприниматели смогли получать услуги и любую информацию в своем компьютере, вместо посещения учреждений», — сказал он.
Узбекистан привлек иностранных специалистов к разработке программы.
«Закон готовился с привлечением зарубежных специалистов, — сообщил «Средней Азии в Интернете» депутат Эркин Халбутаев, — в нем учитывались схожие документы, принятые в некоторых странах Европы и Южной Корее».
Халбутаев описал программу как «важный шаг в процессе перехода к полному электронному взаимодействию между гражданами и государством».
Некоторые ресурсы электронного правительства уже работают, в то время как для других стремительно приближается дата запуска.
Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ, my.gov.uz) позволяет пользователям «подать жалобу, записаться на прием, получить различные справки и даже зарегистрировать свой бизнес», говорит Шадрин: «Портал был запущен в 2013 году, и за все время через него прошли почти 380 тысяч различных заявок, из них 95% были успешно обработаны».
Граждане довольны
Сайт электронного правительства завоевал признание граждан, которым больше не придется собирать документы, отправляться в офис и тратить время на общение с чиновниками лицом к лицу.
«ЕПИГУ – это одно из лучших нововведений в Узбекистане за последние годы, — сказал в интервью «Средней Азии в Интернете» житель Ташкента Умид Кадыров. — Раньше практически никто не обращался с жалобами в госорганы, потому что для этого нужно было написать от руки бумагу, поехать в учреждение, дождаться там приема. Теперь же это стало легко, в один клик. Мои друзья из Кыргызстана и Таджикистана нам завидуют».
«Мне очень нравится то, что на обращение через ЕПИГУ власти незамедлительно реагируют, — рассказала «Средней Азии в Интернете» жительница Ташкента Лейла Тураходжаева. — Я жаловалась на плохое состояние улицы возле моего дома. Ее починили, и даже прислали мне на электронную почту смету о расходах».
Между тем правительство продолжает обновлять свой электронный профиль.
Запущенный в марте Портал открытых данных (data.gov.uz) продолжает расширяться. Он позволяет гражданам видеть собранные правительством данные.
«На сегодняшний день в портале насчитывается более 600 различных наборов данных, предоставленных государственными учреждениями. Это различные реестры, перечни, статистика, другая информация, — говорит Шадрин. — Файлы скачали более 170 тысяч пользователей. В ближайшем будущем правительство планирует принять Концепцию по открытым государственным данным на 2016-2020 годы, сейчас она находится в стадии общественного обсуждения».
Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: Госуслуги, Электронные госуслуги