Электронные референдумы для москвичей: итоги года

19.01.2016

Проект «Активный гражданин» обеспечивает взаимодействие власти и населения при решении насущных вопросов, связанных с развитием города и реализацией проектов для повышения качества жизни москвичей. В нем проведено около 1,2 тыс. голосований — почти 500 общегородских и свыше 700 районных — и собрано около 40 млн. мнений горожан.

Более 40% голосований, связанных с потребительскими предпочтениями,  посвящены вопросам досуга (график работы катков, открытие кружков и секций, программы праздничных мероприятий), 27% — выбору конкретных вариантов благоустройства улиц и парков, в том числе в рамках программ «Миллион деревьев» и «Моя улица», около 15% — темам взаимодействия с населением, таким как темы встреч с главами управ, порядка 11% — улучшению качества работы городских организаций в сферах торговли, транспорта, образования, медицинского обслуживания. Около 4% от общего числа занимают вопросы повышения качества госуслуг. И 3% обсуждений проводится по тематикам, связанным со: строительством, нормами и правилами, регламентирующими жизнь горожан.

В ТОП-10 по числу собранных мнений входят голосования по вопросам, актуальным для москвичей в повседневной жизни, — от выбора графика школьных каникул, в котором высказались почти полмиллиона человек, до посадки деревьев и кустарников, уборки листвы во дворах, развития территорий — с более 300 тыс. участников в каждом.

Общегородские голосования регулярно привлекают не менее 250-300 тыс. пользователей. Очень высока активность жителей по локальным темам: от 50% до 70-80% участников проекта-жителей округа или района. Ключевой тренд 2015 года — «дворовые» голосования, в которых могли высказаться жители конкретного двора. Так в этом году жители выбрали правила покоса газонов и уборки листвы в своем дворе, оставили заявки на озеленение и благоустройство дворовых территорий, попросили помощи города в проведении собрания и подготовке документов для открытия спецсчета на капремонт своего дома.

Из 1,2 тыс. проведенных голосований к настоящему моменту реализовано свыше 500 решений жителей — благоустроено 30 улиц ЦАО в рамках программы «Моя улица», озеленено более 2 тыс. дворов по акции «Миллион деревьев», а еще для 3 тыс. сезон новых посадок придется на эту весну, введено 12 автобусных маршрутов, в том числе 3 ночных, открыто более 200 новых кружков и секций, организовано 997 собраний по выбору спецчета для накоплений на капитальный ремонт, ограничены погрузочно-разгрузочные работы в жилых домах в ночное время, запрещена продажа алкоэнергетиков.

К важным итогам года можно отнести и успешное проведение на площадке «Активного гражданина» эксперимента дополнения проведения публичных слушаний электронным форматом — по проекту строительства ФОКа с бассейном на Чертановской улице. В онлайн-слушании могли принять участие только пользователи, прошедшие полную идентификацию на pgu.mos.ru — проверку прописки, СНИЛС, паспортных данных. Эксперимент позволил увеличить общее число участников слушаний на 33%.

В 2015 году был расширен функционал проекта. В октябре пользователи получили возможность видеть промежуточные итоги голосования, которые обновляются в режиме онлайн каждые 10 минут. С ноября «Активный гражданин» запустил многоуровневую систему контроля прозрачности проекта, впервые опробованную на примере голосования по «Войковским»: была опубликована посекундная деперсонифицированная база данных — любой участник смог максимально просто с помощью личного кода проверить корректность учета своего голоса. 1 декабря в центре госуслуг «Пресненский» начал работу верификационный центр проекта, где все желающие смогли лично убедиться в достоверности результатов с помощью специалистов. Работа центра показала, что разногласия с опубликованными данными отсутствуют, а с проверками горожане справляются самостоятельно. Высокий уровень доверия к проекту подтвердило и независимое исследование «Левада-центра», по данным которого 44% участников «Активного гражданина» «полностью понятно», а 35% «скорее понятно», каким образом подсчитываются голоса. 73% опрошенных «полностью доверяют» или «скорее доверяют» результатам.

В 2015 году «Активный гражданин» был признан лучшим иностранным приложением в номинации «Социальная сфера» премии Best m-Government Service Award, учрежденной Правительством ОАЭ, и лучшим в номинации «Проекты для государственных структур» SABRE Awards EMEA, а также получил российские награды «Премия Рунета», «Рейтинг Рунета», PROBA IPRA 2015 и стал лауреатом Digital Communication AWARDS-2015. Всего с момента старта проект удостоен восьми престижных российских и международных наград.

Кроме того, в «Активном гражданине» появились голосования нового формата «Городские новинки», позволяющие участникам в числе первых узнавать о нововведениях столицы и оценивать их по пятибалльной шкале. А в декабре стартовал цикл публичных лекций членов Правительства Москвы «Диалоги с мэрией», который позволяет горожанам из первых уст узнавать о планах развития столицы и предлагать свои идеи по развитию города первым лицам напрямую. Три декабрьские встречи цикла — с главой Департамента образования Исааком Калиной, руководителем Департамента транспорта Максимом Ликсутовым и заммэра в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонидом Печатниковым — посетило более 1,2 человек. Видеозаписи встреч доступны на официальном канале «Активного гражданина» на YouTube.

В качестве поощрения за активное участие в жизни города москвичи побывали на генеральной репетиции 70-летия Победы на Красной площади, Чемпионате мира по шорт-треку, Кубке Кремля по теннису, Елке Мэра, новогодней шоу-программе на Красной площади, катках, выставках на ВДНХ и других крупных городских мероприятиях и площадках.

В 2016 году особое внимание будет уделено локальным голосованиям, обсуждению благоустройства города, появятся новые форматы и темы онлайн-референдумов, также в планах дальнейшее развитие функционала проекта и проведение множества мероприятий для активно участвующих в жизни города москвичей.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: Госуслуги, Электронные госуслуги