Как электронные сервисы могут повлиять на позиции страны в рейтинге Doing Business
29 октября вышел новый рейтинг Всемирного банка (ВБ) Doing Business, который оценивает государства с точки зрения простоты ведения бизнеса. В 2014 году рейтинг публикуется в 12-й раз. В исследование включены 189 стран. Индекс каждого государства рассчитывается как средний показатель по десяти индикаторам, каждый из которых имеет равный вес.
Оцениваются следующие параметры: открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, регистрация собственности, подключение к сетям электропередачи, доступ к кредиту, налогообложение, защита прав инвесторов, обеспечение соблюдения контрактов, трансграничная торговля, урегулирование банкротств.
В мировом рейтинге лидирует Сингапур. В топ-10 экономик мира с наиболее привлекательными условиями для ведения бизнеса также вошли Новая Зеландия, Гонконг, Дания, Южная Корея, Норвегия, США, Великобритания, Финляндия и Австралия. Наибольшего прогресса в улучшении правовой среды для предпринимательской деятельности, согласно рейтингу, достиг Таджикистан. Россия расположилась на 62 строчке, а в прошлом году занимала 92-ю. Однако столь резкий рывок связан с изменением методики расчета, поэтому сравнивать нашу нынешнюю позицию с прошлым годом не совсем корректно. Подробнее об этом ниже.
Считается очевидным, что электронные госуслуги и сервисы упрощают жизнь гражданам и облегчают ведение бизнеса. Чтобы понять, насколько использование IT в органах власти сказывается на положении государств в авторитетном рейтинге, мы решили обратить внимание на то, какие именно электронные сервисы учитываются ВБ при его составлении.
Позиции России
В мае 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором была поставлена задача повысить позицию страны в рейтинге Doing Business с 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году.
В этом году в методике измерения Doing Business-2015 произошли изменения, существенно повлиявшие на место России. Вместо одного города – Москвы — теперь в расчет брались два – Москва и Санкт-Петербург. После пересчета рейтинга ВБ и Международной финансовой корпорации (IFC) по новой методике Россия поднялась на 62-ю позицию с 64-й. До пересчета Россия занимала в прошлогоднем рейтинге 92-е место.
Россия по удобству ведения бизнеса расположилась между Грецией (61-е место в рейтинге) и Молдавией (63-е).
Как заявил в среду президент РФ Владимир Путин на встрече с членами правительства, продвижение России в рейтинге Doing Business – результат тесного контакта властей с бизнесменами. По его словам, «особенно в сегодняшних условиях» нужно сделать так, чтобы продвижение вперед в этой сфере было очень существенным и заметным не только для рейтингов, но и для бизнеса.
Россия в настоящее время в этой сфере выглядит намного лучше, чем ее партнеры по БРИКС, сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «По некоторым позициям мы в числе лучших 50-ти: это по регистрации предприятий, по налоговому администрированию, а по двум позициям в топ-20 входим. Это регистрация прав собственности и исполнение контрактов», — сказал он.
По словам Улюкаева, существенное продвижение произошло за счет упрощения процедур создания новых предприятий, отмены требования уведомлять налоговую об открытии банковского счета и ряда других мер.
Электронные сервисы, которые повлияли на рейтинг России, согласно отчету, таковы:
возможность подачи в электронном виде заявления о регистрации прав на недвижимость и о внесении изменений в Кадастр недвижимости;
возможность направления заявок на технологическое присоединение через сеть Интернет;
внедрение технологии автоматической регистрации декларации на 94 таможенных постах.
По данным Минэкономразвития, ВБ пока не учел эффекты от упрощения способов ведения бухгалтерского учета и внедрения электронного документооборота по направлению «Налогообложение», сокращения сроков таможенного контроля за счет использования предварительного информирования, а также отмену обязательности круглой печати.
На момент публикации Минэкономразвития не прокомментировала D-Russia.ru вопрос о том, какие IT-системы РФ будет развивать для улучшения позиции страны в рейтинге Doing Business, а также о том, можно ли считать перерасчет методики единственной причиной, по которой мы продвинулись вверх в этом году.
Наши ближайшие соседи
Армения в новом рейтинге Doing Business 2015 оказалась на 45-м месте, она поднялась на четыре позиции по сравнению с прошлым годом, с 49-го места. По показателю «Налогообложение» Армения улучшила позиции на 32 пункта, поднявшись с 73-го места на 41-е, благодаря внедрению и распространению системы электронных платежей.
За год Украина поднялась сразу на 16 позиций и заняла 96-е место. При этом в рейтинге легкости уплаты налогов Украина поднялась сразу на 56 позиций – за счет внедрения системы подачи электронной отчетности НДС, процесса подачи отчетностей бизнесом в электронном виде. В частности, с начала 2014 года на Украине заработал «Электронный кабинет налогоплательщика» — сервис, позволяющий подавать налоговую отчетность в режиме реального времени.
Усовершенствование электронной системы подачи декларации и уплаты налогов отмечено в Азербайджане, Белоруссии, Таджикистане.
Зарубежный опыт
Что касается судебной практики, то лучшими мировыми образцами считаются, помимо всего прочего, возможность управления судебными делами в электронном виде, а также возможность истцам подать свои иски онлайн. К примеру, за последний год возможность подать иск в электронном виде появилась в Греции, Казахстане, Литве, Турции и на Маврикии. Помимо этого, Сингапур запустил систему, позволяющую истцам, адвокатам обмениваться судебной информацией по электронной почте и даже проводить заседания путем видеоконференций.
Что касается доступа к кредитам, то, по мнению ВБ, лучшие практики должны включать в себя бюро кредитных историй, а также реестры, отражающие нужную для кредиторов и заемщиков информацию. Например, кредитор должен быть в состоянии получить информацию, не является ли обеспечительный актив предметом залога. Само собой, что все базы должны своевременно и круглосуточно обновляться, а также быть защищенными от утечек. Подобные системы должны быть подкреплены законодательной базой, в том числе законом о конфиденциальности данных и правилами цифровой подписи.
В качестве примера стран, которые поднялись в рейтинге благодаря усилиям в данном направлении, ВБ в отчете приводит Конго и Танзанию. В Конго власти создали электронную систему, позволяющую обмениваться кредитной информацией, а Центробанк Танзании выдал лицензию на первое в стране кредитное бюро.
В рейтинге 2015 года Индонезия получила дополнительные баллы за то, что дала возможность оформить заявку о начале бизнеса в электронной форме. Кроме того, в Джакарте упростился доступ к электросетям благодаря отказу от оформления части документов.
Испания также упростила регистрацию бизнеса за счет внедрения электронной системы, которая связывает несколько общественных учреждений. Республика Тринидад и Тобаго представила онлайн-платформу для регистрации бизнеса, которая сокращает время регистрации с 38 дней до 14,5. Македония ввела бесплатную онлайн-систему регистрации компании. Аналогичные улучшения, связанные с возможностью онлайн подавать документы для начала предпринимательской деятельности, отмечены также в Азербайджане, Хорватии, Исландии.
Восточный Тимор создал универсальный «магазин», предоставляющий возможность получить название компании, подать уставы компаний, подать заявку и получить окончательный регистрационный номер — все в одном агентстве.
Непал запустил онлайн-систему для получения разрешения на строительство.
Что касается регистрации собственности: Азербайджан ввел систему, позволяющую получить нотариусам сертификаты онлайн. Польша легализовала статус документов на землю, полученных онлайн.
В Китае за последний год усовершенствована система подачи деклараций и уплаты налогов в электронном виде. В целом упрощение налоговой системы и совершенствование электронных систем для подачи отчетности и уплаты налогов было отмечено в 13 странах, в том числе Азербайджане, Белоруссии, Молдавии, Монголии, Румынии, Таджикистане и на Украине. Как сказано в докладе, электронные системы налогообложения, если они хорошо реализованы, используются большинством налогоплательщиков, идут во благо и налоговым органам, и компаниям.
Восемнадцать стран провели реформы, которые облегчают процесс международной торговли, в частности, внедрили или усовершенствовали электронную подачу и обработку документов. Восемь стран – Бангладеш, Хорватия, Эквадор, Пакистан, Палау, Сент-Люсия, Уганда и Узбекистан – сократили время оформления экспортно-импортных операций путем внедрения компьютеризированных систем для работы с электронными документами. Хорватия перешла на электронную таможенную систему в рамках подготовки к вступлению в Европейский союз.
Македония улучшила свои позиции, усовершенствовав процедуру банкротства, и создала основу для электронных аукционов для продажи имущества должника.
В 2016 году в рейтинг планируется ввести новый индикатор – качество земельного администрирования. В частности, по этому индикатору страна будет получать дополнительные баллы при наличии электронного реестра обременений на недвижимость, при обеспечении доступности документов онлайн, графиков платы за собственность, информации о пошлинах при регистрации недвижимости.
Экспертный центр Электронного правительства, Татьяна Костылева
Тематики: Регулирование, Web
Ключевые слова: Электронная Россия, электронные услуги