Что даст Украине электронное правительство

08.02.2016

Эксперты считают финансирование проекта мизерным, но допускают, что часть задач можно реализовать даже при имеющихся средствах

На создание, поддержание и развитие разрекламированного чиновниками электронного правительства (е-government) в госбюджет 2016 г. правительство заложило всего 2 млн. грн.

Эксперты IT рынка отмечают, что эта сумма очень незначительна с учетом масштабности всего проекта и приблизительно равна зарплате двух топ-менеджеров крупных IT-компаний. Однако, как рассказал UBR.ua руководитель IT-департамента ПриватБанка Дмитрий Дубилет, оценивать выделяемые государством средства конкретно под e-gov достаточно сложно. "Электронное правительство — это тот же IT. А на IT в каждом отдельном госоргане выделяется намного больше средств", — отметил он.

Читайте также:
Парламентские фракции подадут кандидатуры в правительство
Рада рассмотрит отчет деятельности правительства
Правительство планирует продать госимущества на 17 млрд грн

При этом Дубилет также подчеркнул, что в Украине сейчас основным двигателем развития электронного правительства является волонтерский проект iGov. "А это значит, что практически все госуслуги, во всех регионах можно перевести в электронную форму практически бесплатно. Со стороны государства необходима только организационная поддержка", — добавил он.

Видимо, оценивать затраты государства на развитие e-gov действительно сложно, но можно сравнить опыт по внедрению электронного правительства в разных странах. К примеру, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, общие затраты на электронное правительство в госсекторе США в 2015 г. составляли $75 млрд, в Великобритании — $9,1 млрд, в Южной Корее — $2,5 млрд в год. В той же Эстонии, на которую равняются украинские лоббисты этого проекта, на поддержку системы электронного правительства выделяют около 50 млн евро в год.

Еще одним наглядным примером для наших чиновников может стать Казахстан, где электронное правительство внедряли последние 10 лет. В этой стране на реализацию проекта во всей системе госорганов (включая транспортную среду и всю инфраструктуру) потратили около $1 млрд. Окончательный запуск e-gov позволил Казахстану подняться в рейтинге ООН по развитию электронного правительства на 28-е место из 192 стран мира.

Как пишет в своем блоге председатель правления компании "Национальные информационные технологии" (национальный оператор инфраструктуры е-gov Казахстана) Руслан Енсебаев, с 2010 г. проект был масштабирован и на другие виды услуг. "Огромные средства, которые уходили в тень, помогла сэкономить электронная система госзакупок. Процесс становится более прозрачным, и государственные деньги тратятся теперь более эффективно. С 2011 по 2015 г страна сэкономила 153 млрд тенге (почти $555 млн)", — уверяет он.

Кроме того, запуск электронного правительства позволил значительно снизить уровень бюрократизации в сфере государственных услуг Казахстана. "У нас есть показатель, который мы называем Индексом бюрократизации услуги. Он показывает, сколько справок человек должен собрать, чтобы получить одну услугу. До внедрения е-правительства он равнялся 10. Сейчас индекс сократился до 3, а во многих сервисах уже равен нулю", — подчеркнул Енсебаев.

В чем загвоздка

При этом основной проблемной зоной в развитии отечественного электронного правительства доктор экономических наук Игорь Жиляев считает неправильный подход со стороны властей. К примеру, в сфере госорганов предлагается внедрить компьютеризацию процессов и электронный документооборот. В тоже время, каждый орган местного самоуправления должен самостоятельно создать под эти задачи собственную программу (проект).   

"В результате, в разрезе госорганов, деньги вкладываются в хард ("железо") или софт (программное обеспечение). В итоге, оргструктуры и оргпроцедуры лишь переводятся в электронную форму, тогда как нам необходим полный реинжиниринг админпроцессов и сокращение ненужных функций. Также работа с повышением компетенции публичных служащих — почти на нуле", - подчеркнул экономист.


Кроме того, по словам Жиляева, индивидуальность региональных проектов (зачастую выполняемых за грантовые деньги) приводит к дублированию, либо несовместимости тех или иных решений. "Можно выполнить два-три проекта, потом выбрать наиболее успешный и тиражировать его. Зачем каждому райцентру делать свое? Именно из-за таких недочетов денег на реализацию e-gov в Украине никто толком не считал, даже Счетная палата", — сетует собеседник UBR.ua.

Как это может работать

В тоже время, по мнению экспертов, современная система e-gov в Украине должна быть сопряжена (нацелена) на реализацию админреформы. И, в первую очередь, инициаторам ее запуска, необходимо провести анализ всех существующих госфункций, и только потом внедрять информационно-коммуникационные технологии. Предоставление государственных услуг с использованием электронных технологий, по словам экономиста, президента Ассоциации "Укрсудпром" Виктора Лисицкого — это лишь один из конечных блоков электронного правительства. "Власть строит дом начиная с крыши, а не с фундамента", — сказал он.

На время проведения админреформы эксперты предлагают сделать ревизию всех существующих госфункций и поэтапно избавиться от малоэффективных. "К примеру, нам ничего не мешает в краткие сроки ввести порядок (принятый во многих странах мира, в том числе России и Беларуси) об официальном опубликовании нормативных актов в интернете. Отсечение некоторых функций госорганов (перевод их в электронный формат), в результате, должно привести к сокращению госаппарата", — считает Игорь Жиляев.

Если отечественным чиновникам удастся оптимизировать процесс внедрения электронного правительства путем повышения его эффективности, то e-gov может полноценно заработать в Украине достаточно быстро. К примеру, в течение года, по словам Игоря Жиляева, реально перевести админуслуги в электронную форму, отдав большую их часть на аутсорсинг бизнесу.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: электронный документооборот, ECM

Дайджест


Другие новости