Экспертный совет по программному обеспечению при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ принял решение о поэтапном отказе от использования программного обеспечения иностранного происхождения

12.12.2018

На сайте Реестра Минкомсвязи опубликован протокол заседания экспертного совета по программному обеспечению, которое состоялось 12 ноября 2018 года. Среди принятых на заседании решений особый интерес вызывает пункт 4:

Поддержать предложение о поэтапном отказе от использования программного обеспечения, базирующегося на программных продуктах иностранного происхождения в части СУБД, серверов приложений и платформ, которое включено или подлежит включению в Реестр, а именно:

a) не включать программное обеспечение, базирующееся на программных продуктах иностранного происхождения в части СУБД, серверов приложений и платформ, в Реестр,

b) продолжить мониторинг программного обеспечения, включенного в Реестр, на соответствие указанному решению,

c) рекомендовать правообладателям программного обеспечения, базирующегося на программных продуктах иностранного происхождения в части СУБД, серверов приложений и платформ, в течении 6 (шести) месяцев привести такое программное обеспечение в соответствие с вышеуказанным решением.           

Решение принято большинством голосов путем очного голосования («За» -11, «Против» - 6, «Воздержалось» - 0).

Свое мнение по этому вопросу высказывает заместитель генерального директора по разработке ПО компании «ИнтерТраст» Савельев Александр Маркович: «Основной смысл данной инициативы Экспертного совета видится рациональным и своевременным  - уменьшить зависимость от иностранного базового ПО (БПО), которое имеет повышенные риски использования на территории РФ. Многие известные иностранные вендоры соблюдают экспортные ограничения Министерства финансов США, запрещающие использование программного обеспечения в определенных странах и территориях, включая Крым.  Причем если сегодня это БПО работает, то завтра после установки очередного обновления может перестать работать в том же Крыму.

Однако если формулировки текста Протокола не претерпят изменений в ближайшей перспективе, то задуманные благие намерения могут привести к печальным последствиям для российского рынка производителей программного обеспечения - в Реестре останется небольшое число продуктов, которые  будут соответствовать новым критериям.

Для примера возьмем формулировку "программное обеспечение иностранного происхождения".  Давно известно, что большое число известных в РФ российских производителей программных продуктов начинало свою разработку с изучения свободно распространяемого ПО с открытым кодом и создания на их основе своих продуктов. Это относится и к разработчикам упомянутых в Протоколе серверов приложений, серверов баз данных и платформ, включая операционные системы. Получается, что все эти российские программные продукты класса БПО имеют иностранное происхождение.  А значит и программные продукты, их использующие в своей работе, нужно исключить из Реестра. А заодно и сами серверы приложений, баз данных и платформы.  В таком ключе будет выглядеть достаточно логичным введение дополнительных ограничений и на само указанное БПО в части его нахождения в Реестре.

Цель, конечно же, другая - обеспечить технологическую независимость закупаемых госорганами и госкомпаниями программных продуктов от такого БПО, которое в любой момент может быть оказаться запрещеным к эксплуатации на всей территории РФ или которое не поддерживается поставщиком продукта. Очевидно нужна другая формулировка, заменяющая "программное обеспечение иностранного происхождения" на более точную. 

Причем важно вместе с водой не выплеснуть и ребенка - некоторые виды СПО не имеют экспортных ограничений, но у них есть иностранные компании, которые их развивают. Среди таких СПО есть и достаточно популярные у российских  компаний разработчиков программного обеспечения. Более того, некоторые российские компании, хорошо изучив это СПО, готовы брать на себя ответственность перед Заказчиком за работоспособность СПО в рамках поставленной системы. 

Как вариант, можно переформулировать "программный продукт иностранного происхождения" на "нежелательный программный продукт"и дать ему такое определение:

"ПО, разработанное иностранной компанией, за использование которого предусматривается оплата или своднораспространяемое ПО, но поддержку которого не готов полностью взять на себя российский поставщик своего программного продукта, или ПО, которое не может поставляться и/или эксплуатироваться на всей территории РФ"»

Опубликовал: Игорь Плотников (info@spbit.ru)

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение, ИнтерТраст, СУБД , Минкомсвязь

Дайджест


Другие новости