Обязательность выдачи универсальных электронных карт может быть отменена

17.11.2014

В пятницу, 14 ноября 2014 года, депутатами в Госдуму РФ был внесен законопроект «О внесении изменений в федеральный закон 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий, как сказано в пояснительной записке, «совершенствование механизма внедрения на территории Российской Федерации универсальных электронных карт (УЭК)». В субботу 15 ноября законопроект был направлен в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.

В частности, проект предусматривает отказ от обязательной выдачи УЭК и предполагает выдачу карты исключительно по заявлению гражданина.

Обязательность выдачи УЭК уже давно подвергалась сомнению по причине крайне незначительного количества и невысокого качества предоставляемых ею сервисов. Некоторые регионы находятся в оппозиции к проекту внедрения УЭК – так, Москва фактически отказалась от УЭК, развивая собственную альтернативу.  Во многих регионах уже много лет существуют и развиваются собственные системы социальных карт, которые оказываются более эффективными, чем УЭК (всего в регионах выпущено более 10 миллионов социальных карт).

Напомним, в декабре прошлого года Госдума уже переносила на год начало обязательной выдачи УЭК, а также отменила необходимость погашения до 1 января 2014 года региональных электронных карт, функционал которых пересекается с УЭК.  Тогда регионы, которые несут основное бремя финансирования выдачи карт, положительно восприняли данную инициативу.

По данным ОАО «УЭК»  (оператор проекта выпуска и внедрения УЭК) на 5 ноября 2014 года, только в 20 регионах УЭК используется для оплаты проезда и в 16 – для идентификации заявителей при оказании услуг в МФЦ.

Лишь в одном регионе количество поданных заявлений на получение УЭК превышает 100 тысяч (Тульская область), в 12 регионах – более 10 тысяч, в остальных число заявлений не превышает 10 тысяч.

По замыслу авторов внесенного законопроекта, выдача УЭК гражданам исключительно на основании их заявлений предлагается в целях защиты прав и интересов тех, кто по каким-либо причинам не желает получать УЭК (как сказано в пояснительной записке к законопроекту, есть «многочисленные»случаи отказа от получения УЭК) и исходя из необходимости экономии средств.

Это не единственное обоснование законопроекта. В настоящий момент законом предусмотрена выдача УЭК гражданам до 1 января 2015 года только на основании заявлений граждан, а с 1 января 2015 года — и без подачи такого заявления: т.е. УЭК должна быть выпущена для всех граждан, которые вовремя не написали заявление об отказе от ее получения. Отказаться от получения УЭК гражданин сможет только в течение срока, установленного субъектом Российской Федерации – этот срок составит, по действующему закону, не менее 60 дней со дня публикации извещения о выпуске УЭК. Таким образом, действующие нормы 210-ФЗ не оставляют возможности некоторым категориям граждан избежать выпуска для них УЭК. Но автоматический выпуск УЭК предполагает открытие от имени гражданина банковского счета в одном из банков, а это представляет собой принуждение лица к вступлению в коммерческие отношения с банком на навязываемых условиях и противоречит базовым нормам гражданского законодательства, указывают депутаты.

Как говорится в пояснительное записке, с начала 2013 года в РФ выпущено чуть больше 370 тысяч УЭК. По информации, размещенной на сайте ОАО «УЭК», поступило около 529 тысяч заявок на получение УЭК. Таким образом, добровольно готовы использовать УЭК менее 0,6 % населения страны.

210-ФЗ не регламентирует вопросы финансирования процесса внедрения УЭК. Правительство Российской Федерации должно было установить порядок компенсации и (или) софинансирования расходов на выпуск, выдачу и обслуживание УЭК из федерального бюджета. Вполне вероятно, что расходы по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК могут быть возложены на субъекты Российской Федерации. По предварительным расчётам, на выпуск УЭК только на территории Московской области в 2015 году может потребоваться более 3 миллиардов рублей.

Источник: Экспертный центр Электронного государства

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Электронная Россия, электронные услуги