Взгляд ЭОС на российский рынок СЭД: в преддверии 20-летия26.12.2013
В следующем, 2014 году, российский рынок электронного документооборота отметит свое 20-летие существования. Возникнув как учетные системы движения бумажных документов, эволюционировав до полноценных систем электронного документооборота, российские СЭД сегодня продолжают активно развиваться в сторону автоматизации смежных документо-ориентированных процессов и интеграции с корпоративными информационными системами. Об истории возникновения рынка, текущем состоянии и перспективах его развития рассказывают представители компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС), стоящей у истоков возникновения новой отрасли в 1994 году. По словам председателя совета директоров ЭОС Владимира Баласаняна, в 1994 году новоиспеченные российские ИТ-компании занимались преимущественно поставкой компьютеров, сетей и базового ПО, - разработка же приложений в те годы ограничивалась преимущественно бухгалтерским и банковским ПО. Действительно, тогда в страну вместе с персональными компьютерами и локальными сетями пришли базовые продукты для организации коллективной работы – СУБД, электронная почта, управление процессами (workflow), а также специализированные продукты управления документами, такие как Lotus Notes или PC Docs. Однако исторически сложившаяся в России система регламентов работы с документами (делопроизводство) требовала создания нового класса приложений. Именно ЭОС был пионером в создании таких интегрированных приложений, которые позднее стали называться СЭД. К тому времени основатели компании уже реализовали несколько масштабных проектов, в том числе работая в Администрации Президента РФ и в Правительстве РФ. Поэтому у них возникла идея использовать эти накопленные знания на открытом рынке, создав тиражный продукт. Слайд из презентации председателя совета директоров компании «Электронные офисные системы» (ЭОС) Владимира Баласаняна
В то же время, Владимир Баласанян обращает внимание на то, что СЭД в России по функционалу практически сопоставима с системами ЕСМ-класса на Западе. Это хорошо становится заметным, когда зарубежный производитель приходит в российскую организацию. И в независимости от того, управление какими документами он собирается автоматизировать, его обязательно спросят о поддержки его системой документированных бизнес-процессов (делопроизводства). Без этого система электронного документооборота, даже если она управляет чертежами или строительной документацией, оказывается неполноценной, - все равно в организации существуют подразделения, отвечающие за работу с документами. Кроме того, как только начинается внедрение системы, выясняется, что она должна помимо электронного, параллельно поддерживать еще и бумажный документооборот. Достижения рыночного лидера за 19 лет работы
«Казалось бы, что может изменить появление крошечного процента новых пользователей в системе (к примеру, 2-3 дополнительных «АРМ руководителей» для проекта в несколько тыс. рабочих мест)? Тем не менее, влияние колоссальное. И, прежде всего, это изменение требований к контенту, - министры вдруг обнаружили, что в системе нет оцифрованных документов, а также аккумулирования внешнего контента, отражения в СЭД деятельности всех сотрудников и т.д. Отсюда к СЭД начинают предъявляться новые требования презентации и интерпретации данных, наличие аналитики, отчетности, «геопривязки». Появляются и новые функциональные требования: коммуникации, контроля, личного расписания, заданий, поручений, приемной, мультимедиа и т.д. С другой стороны, совершенно на ином уровне встал и вопрос об обеспечении информационной безопасности при такой мобильной работе руководства. С другой стороны, новое поколение управленцев придает огромное значение удобству интерфейса и проработанности дизайна решений, - и зачастую социальные сети, блоги, электронная почта, онлайн-сервисы в этом плане выгодно отличаются от стандартных рабочих мест в СЭД» - отмечает первый заместитель генерального директора ЭОС (ПВ) Юрий Назаров (о том, как компания воплощает эти новые требования в своих продуктах см. материал рубрики «ЭОС» от 23 октября 2013 г.). При этом, в заключении нужно обязательно отметить, что российский сегмент СЭД является частью глобального рынка ЕСМ. Уникальность России как раз и заключается в том, что уникальный сегмент систем электронного документооборота (СЭД) возник и продолжает активно развиваться именно здесь, в условиях вертикали управления и необходимости автоматизации делопроизводства или организационно-распорядительной деятельности. На Западе в силу специфики внутренних процессов не существует, например, журнала входящих/исходящих документов, жестко заданных маршрутов движения документов внутри организации и т. д. - все это для западной культуры управления совершенно не характерно (задачи управления там решаются с помощью инструментария BPM, workflow, кейс-менеджмента и т.д.). Тем не менее, российские СЭД быстро эволюционируют, - в них появляются масштабируемое хранение документов, движки Workflow, набор клиентских приложений (для мобильных устройств, таких как Apple iPad, WEB-клиенты и т.д.) и т.д. Кроме того, они все чаще начинают использоваться и как основа для ИТ-инфраструктуры крупных предприятия, местами замещая ЕСМ-платформы. То есть постепенно российский рынок СЭД полноправно становится именно ЕСМ не по логике, а по фактическому содержанию. Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru) Тематики: Интеграция, Маркетинг Ключевые слова: СЭД, электронный документооборот, ECM, ЭОС
|