Жителям большинства регионов электронные госуслуги по-прежнему недоступны

13.01.2016

По итогам 2015 года Днепропетровская область стала безоговорочным лидером по количеству госуслуг, которые местные госорганы предоставляют жителям через интернет.

Сегодня таких услуг насчитывается 115, тогда как в Винницкой области — 49, а в Киевской — 35.

ТОП-5 замыкают Одесская (18) и Львовская области (13). В большинстве других регионах Украины количество доступных местных электронных госуслуг можно пересчитать на пальцах одной руки.

С такой статистикой закончил 2015-й год портал госуслуг iGov.org.ua. В июне 2015 года его запустил Дмитрий Дубилет, IT-директор «Приватбанка» совместно с десятком волонтеров.

Ресурс стал единственно возможной альтернативой Единому государственному порталу административных услуг, потому что госпортал никаких услуг в режиме онлайн до сих пор не предоставляет.

iGov — это некоммерческий проект. Он был создан для борьбы с коррупцией в сфере предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу, а также для улучшения качества взаимодействия государства с гражданами.

Сегодня на портале доступно 214 услуг. Большую часть из них можно получить через интернет. Впрочем, есть среди них и те услуги, для получения которых все-таки придется постоять в очередях под кабинетами чиновников, но только на определенных этапах.

Кто тормозит процесс

Перевод государственных административных услуг в электронную форму в стране идет очень медленно. Большинство чиновников в областях не проявляют особого интереса к внедрению таких новшеств.

Часто им просто невыгодно разрушать собственную монополию на предоставление госуслуг, и делать этот процесс прозрачным.

«Скорость запуска электронных услуг в первую очередь зависит от политической воли городского головы, депутатов и органов исполнительной власти на местах. И это главное условие. Если политическая воля сильная, тогда процесс запуска услуг происходит быстро», — делится опытом начальник управления информационных технологий Львовского горсовета Тимофей Александронец.

Такого же мнения придерживается Дмитрий Дубилет: «Административные услуги — это вертикаль влияния губернаторов. Например, мы с Саакашвили в Одесской области запустили услугу оформления субсидий. Теперь там доступны все районы области, кроме самой Одессы. С мэрией Одессы мы еще не договорились».

В Днепропетровской области е-услуги также внедряются при поддержке губернатора. Не все административные услуги местная власть может предоставлять без согласования с местной налоговой или, например, миграционной службой. Они должны договориться.

«В таких случаях губернатор только своим авторитетом может им помочь в этом. Например, так было с запуском в Днепропетровске электронной услуги от МРЕО. Тогда губернатор попросил руководителя областного МВД направить своего заместителя на встречу с волонтерами iGov. После этой встречи услуга заработала», — рассказывает Дубилет.

Лидеры и аутсайдеры

В результате активной поддержки губернатора, жители Днепропетровской области через iGov могут получить рекордное количество местных административных госуслуг — 115.

В то же время, в Кировоградской, Полтавской, Сумской, Харьковской областях жителям через интернет не доступна ни одна госуслуга.

Между тем, статистические данные портала iGov говорят о том, что чиновники областей-аутсайдеров напрасно игнорируют электронные госуслуги. Потребность в них со стороны граждан огромна.

Например, только за один месяц в разделе «Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг» побывало более 75 тысяч посетителей. Но оформить эту субсидию через портал смогли только жители Днепропетровской и Киевской областей, потому что она работает только в этих регионах.

Днепропетровская и Киевская области также стали лидерами по количеству предоставленных электронных госуслуг местного уровня. Существенный разрыв между областями по количественным показателям вызван тем, что в разных регионах услуги запускались в разное время.

Подводя итог 2015 года, Дмитрий Дубилет признается, что ошибся с прогнозом количества доступных услуг на портале в конце года. Летом он ориентировался на 250-300, а фактически доступно 214.

«Не учел, что запуск ряда услуг затянется из-за затянувшихся реформ внутри отдельных госорганов», — объясняет он.

Тем не менее, в 2016 году руководитель проекта планирует перевести в электронную форму все существующие услуги и подключить к ним все регионы страны.

 

Опубликовал: Анна Тумакова (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: Госуслуги, Электронные госуслуги