E-Freight в России: Per aspera ad Astra

23.09.2011

Потенциал рынка воздушных перевозок, на который может рассчитывать Россия, находясь между Европой и Юго-Восточно Азией, - оценивается специалистами в 7 млн тонн или около $10 млрд. Однако, в силу объективных проблем, объем грузовых авиаперевозок, осуществленных Россией в 2010 году составил лишь 0,8 млн тонн или не более 1,4 % мирового рынка. Технических препятствий для этого существует сегодня немало, но одно из самых главных – это отсутствие возможности полноценной работы с «единым окном» всех участников цепочки – в системе электронного документооборота грузовых перевозок E–Freight (или «электронный фрахт»).

Причины появления E–Freight или немного истории

Авиаиндустрия так и не смогла оправиться после осени 2001 года, постоянно снижая прибыльность как из-за сокращения объемов перевозок, так и из-за постоянного роста цен на топливо. По данным International Air TransportAssociation (Международная ассоциация воздушного транспорта, IATA), расходы мировых авиаперевозчиков в 2002 году составили $40 млрд (доля расходов на топливо в общей структуре затрат 13 %), а в 2008 году уже $165 млрд (31 %). Поэтому уже со второй половины 2000-х годов в IATA стали задумываться о максимальном сокращении всех издержек, одним из путей которого стала оптимизация и упрощение документооборота при совершении грузовых перелетов. Ведь как и 30 лет назад, для оформления таких грузов требовалось не менее 30 различных документов – поэтому родилась система E-freight или замена этой бумаги электронными сообщениями. По расчетам специалистов, ее внедрение не только сокращает среднее время доставки международных грузов на 24 часа (!), обеспечивает четкость, прозрачность и стандартизацию процесса оформления документов, но и их соответствия международным и национальным законодательствам. Каковы возможные источники экономии? Это сокращение количества сотрудников за счет перевода бумажной документации в электронный вид, сокращения времени в пути и снижение уровня буферных запасов на 23-25 % (они необходимы для компенсации возможных потерь), а также сокращения таможенных штрафных санкций до 53 % (как правило, они связаны с неправильным оформлением документов или их запоздалым предъявлением), увеличения доли рынка за счет повышение эффективности работы.

И хотя в 2007 году IATA оценивала издержки участников проекта в $9,6 млрд за первые 8 лет внедрения системы, то к 2015 году, когда проникновение E-freight должно составить 100 % (сейчас около 12 %) участники проекта, в котором к этому времени планируется задействовать 103 авиакомпании, 186 ключевых аэропортов и 80 наиболее развитых стран, смогут ежегодно экономить до $4,9 млрд, обеспечив 80-ти % снижение затрат на бумажный документооборот.



На первом этапе внедрения E-freight планируется оцифровка 16-ти документов. Данные из презентации Вице-президента по связям с международными организациями, ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова на Международной конференции «Грузовой рынок России: в небе и на земле»

На первом этапе внедрения E-freight планируется оцифровка 16-ти документов. Данные из презентации Вице-президента по связям с международными организациями, ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова на Международной конференции «Грузовой рынок России: в небе и на земле». Источник

Как работает система E-Freight

Система E-freight является системой электронного документооборота грузовых перевозок, разработанная IATA и позволяющая объединить авиакомпании, грузовые агентства, наземную инфраструктуру логистических компаний, таможенные органы и т.д., переведя практически весь бумажный документооборот между ними, а именно 16 наиболее критичных документов, в электронный вид. Счет, инструкция к упаковке, сертификат производства, инструкция по загрузке, декларация, авианакладные, манифест, экспортная декларация, таможенный пропуск на экспорт – все это на экспортном этапе.  Плюс два манифеста, и экспортная декларация грузов на этапе транзита/трансфера. Формализация всех этих документов в электронном виде облегчает и упрощает взаимодействие всех участников транспортной цепочки.

Что позволяет достичь внедрение E-freight? 1. Доступ к электронной информации о прибывающем грузе позволяет заранее выявить риски, сфокусировать усилия и принимать решения до его физического прибытия в аэропорт. 2. Электронные данные облегчат профилирование/сегментацию и анализ тенденций движения импортных/экспортных грузов. Это также значительно упростит процесс контроля оплаты сборов и пошлин, а наличие электронной информации позволяет контролировать движение груза в реальном времени. Кроме того, E-freight повышает ответственность первичного источника за правильность данных и снижает ошибки, связанные с повторным вводом данных. Соответственно, основными задачами внедрения системы среди российских перевозчиков является: повышение пунктуальности, качества услуг и информированности заказчиков; повышение конкурентоспособности на зарубежных рынках, в том числе за счет ускорения транзита и трансферт в России; модернизация производственных процессов оформления грузов.



Без согласованных действия органов исполнительной власти авиакомпаний и аэропортов при внедрении E-freight в России просто не обойтись. Данные из презентации Вице-президента по связям с международными организациями, ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова на Международной конференции «Грузовой рынок России: в небе и на земле»

Без согласованных действия органов исполнительной власти авиакомпаний и аэропортов при внедрении E-freight в России просто не обойтись. Данные из презентации Вице-президента по связям с международными организациями, ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова на Международной конференции «Грузовой рынок России: в небе и на земле». Источник

E-Freight в России: Per aspera ad Astra

И хотя для участия в проекте E-freight России требуется еще ратифицировать Монреальскую конвенцию 1999 года (направлено на замену бумажного документооборота электронным для регулирования ответственности авиаперевозчика) в Минтрансе РФ уже создана рабочая группа по внедрению системы (координация усилий ФТС, ФНС, ФСО, Россельхознадзора, Минтранса России с коммерческими участниками), которая рассматривает возможность ограниченного внедрения E-freight до ратификации Россией Монреальской конвенции 1999 года. Однако, для внедрения системы в России все еще множество препятствий. По мнению Вице-президента по связям с международными организациями ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова, необходимы согласованные действия органов исполнительной власти (Минтранс, ФТС, Налоговая служба), авиакомпаний и аэропортов, а также разработка отраслевой технологии применения E-freight при взаимодействии с Минтрансом, ФТС, IATA, TIACA и заинтересованными авиакомпаниями и аэропортами. В то же время, не смотря на трудности, масштабный пилотный проект может стартовать уже в первом квартале 2012 года - все начнется с промежуточных транзитных и трансфертных грузов при совершении операций в международном аэропорту Шереметьево. Только потом можно будет постепенно переходить на непосредственную обработку прибывающих и убывающих грузов.

Не смотря на то, что процесс подготовки к внедрению E-freight в России только начался, несколько компаний уже серьезно продвинулись в этом вопросе. В частности, «Аэро¬фло¬та» уже использует автоматизированную систему бронирования и управления грузовыми перевозками Cargospot разработки отраслевого лидера CHAMP, которая поддерживает обмен формализованными электронными сообщениями стан¬дар¬та IATA Cargo IMP полностью готова к работе с E-freight. Напомним, что именно CHAMP Cargosystems, является единственной в мире IT-компанией, чья деятельность полностью посвящена ИТ-обеспечению воздушных грузоперевозок. Стоит также рассказать и об эксперименте по предварительному декларированию на базе аэропорта Шереметьево, в результате которого временные показатели разгрузки воздушных судов выросли в 3-7 раз, а средняя задержка воздушного судна составили 9 минут, в то время как без подачи предварительной информации – 25 минут. Общая схема функционирования системы выглядела следующим образом: все необходимые документы в электронном виде с ЭЦП поступают в систему электронного таможенного оформления и контроля, где после их анализа дают или не дают разрешения на разгрузку.

Результаты пилотного проекта по предварительному декларированию на базе аэропорта Шереметьево. Данные газеты «Транспорт России»

Результаты пилотного проекта по предварительному декларированию на базе аэропорта Шереметьево.
Данные газеты «Транспорт России»



В 2010 году системой E-freight пользовалась 41 авиакомпания и 76 аэропортов 41 страны мира, а также 140 экспедиторских компаний, при этом, в 2011 году планируется довести их число до 69/140/57/250 единиц соответственно, доведя проникновение E-freight на международных грузовых маршрутах до 12 %, - полностью система заработает к 2015 году. Ключевым вопросом здесь является то, будет ли включена Россия в этот список стран, ведь нам предстоит пройти очень длинный путь для этого, обеспечив прозрачность всех бизнес-процессов и разработав соответствующую нормативно-правовую базу, совместимую с международными стандартами.

Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, Оборудование, Регулирование, Безопасность, Инновации

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизация, система управления, управление предприятием, электронный документооборот