E-Freight в России: Per aspera ad Astra
Потенциал рынка воздушных перевозок, на который может рассчитывать Россия, находясь между Европой и Юго-Восточно Азией, - оценивается специалистами в 7 млн тонн или около $10 млрд. Однако, в силу объективных проблем, объем грузовых авиаперевозок, осуществленных Россией в 2010 году составил лишь 0,8 млн тонн или не более 1,4 % мирового рынка. Технических препятствий для этого существует сегодня немало, но одно из самых главных – это отсутствие возможности полноценной работы с «единым окном» всех участников цепочки – в системе электронного документооборота грузовых перевозок E–Freight (или «электронный фрахт»).
Причины появления E–Freight или немного истории
Авиаиндустрия так и не смогла оправиться после осени 2001 года, постоянно снижая прибыльность как из-за сокращения объемов перевозок, так и из-за постоянного роста цен на топливо. По данным International Air TransportAssociation (Международная ассоциация воздушного транспорта, IATA), расходы мировых авиаперевозчиков в 2002 году составили $40 млрд (доля расходов на топливо в общей структуре затрат 13 %), а в 2008 году уже $165 млрд (31 %). Поэтому уже со второй половины 2000-х годов в IATA стали задумываться о максимальном сокращении всех издержек, одним из путей которого стала оптимизация и упрощение документооборота при совершении грузовых перелетов. Ведь как и 30 лет назад, для оформления таких грузов требовалось не менее 30 различных документов – поэтому родилась система E-freight или замена этой бумаги электронными сообщениями. По расчетам специалистов, ее внедрение не только сокращает среднее время доставки международных грузов на 24 часа (!), обеспечивает четкость, прозрачность и стандартизацию процесса оформления документов, но и их соответствия международным и национальным законодательствам. Каковы возможные источники экономии? Это сокращение количества сотрудников за счет перевода бумажной документации в электронный вид, сокращения времени в пути и снижение уровня буферных запасов на 23-25 % (они необходимы для компенсации возможных потерь), а также сокращения таможенных штрафных санкций до 53 % (как правило, они связаны с неправильным оформлением документов или их запоздалым предъявлением), увеличения доли рынка за счет повышение эффективности работы.
И хотя в 2007 году IATA оценивала издержки участников проекта в $9,6 млрд за первые 8 лет внедрения системы, то к 2015 году, когда проникновение E-freight должно составить 100 % (сейчас около 12 %) участники проекта, в котором к этому времени планируется задействовать 103 авиакомпании, 186 ключевых аэропортов и 80 наиболее развитых стран, смогут ежегодно экономить до $4,9 млрд, обеспечив 80-ти % снижение затрат на бумажный документооборот.
На первом этапе внедрения E-freight планируется оцифровка 16-ти документов. Данные из презентации Вице-президента по связям с международными организациями, ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова на Международной конференции «Грузовой рынок России: в небе и на земле». Источник
Как работает система E-Freight
Система E-freight является системой электронного документооборота грузовых перевозок, разработанная IATA и позволяющая объединить авиакомпании, грузовые агентства, наземную инфраструктуру логистических компаний, таможенные органы и т.д., переведя практически весь бумажный документооборот между ними, а именно 16 наиболее критичных документов, в электронный вид. Счет, инструкция к упаковке, сертификат производства, инструкция по загрузке, декларация, авианакладные, манифест, экспортная декларация, таможенный пропуск на экспорт – все это на экспортном этапе. Плюс два манифеста, и экспортная декларация грузов на этапе транзита/трансфера. Формализация всех этих документов в электронном виде облегчает и упрощает взаимодействие всех участников транспортной цепочки.
Что позволяет достичь внедрение E-freight? 1. Доступ к электронной информации о прибывающем грузе позволяет заранее выявить риски, сфокусировать усилия и принимать решения до его физического прибытия в аэропорт. 2. Электронные данные облегчат профилирование/сегментацию и анализ тенденций движения импортных/экспортных грузов. Это также значительно упростит процесс контроля оплаты сборов и пошлин, а наличие электронной информации позволяет контролировать движение груза в реальном времени. Кроме того, E-freight повышает ответственность первичного источника за правильность данных и снижает ошибки, связанные с повторным вводом данных. Соответственно, основными задачами внедрения системы среди российских перевозчиков является: повышение пунктуальности, качества услуг и информированности заказчиков; повышение конкурентоспособности на зарубежных рынках, в том числе за счет ускорения транзита и трансферт в России; модернизация производственных процессов оформления грузов.
Без согласованных действия органов исполнительной власти авиакомпаний и аэропортов при внедрении E-freight в России просто не обойтись. Данные из презентации Вице-президента по связям с международными организациями, ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова на Международной конференции «Грузовой рынок России: в небе и на земле». Источник
E-Freight в России: Per aspera ad Astra
И хотя для участия в проекте E-freight России требуется еще ратифицировать Монреальскую конвенцию 1999 года (направлено на замену бумажного документооборота электронным для регулирования ответственности авиаперевозчика) в Минтрансе РФ уже создана рабочая группа по внедрению системы (координация усилий ФТС, ФНС, ФСО, Россельхознадзора, Минтранса России с коммерческими участниками), которая рассматривает возможность ограниченного внедрения E-freight до ратификации Россией Монреальской конвенции 1999 года. Однако, для внедрения системы в России все еще множество препятствий. По мнению Вице-президента по связям с международными организациями ГрК «Волга-Днепр» Владимира Зубкова, необходимы согласованные действия органов исполнительной власти (Минтранс, ФТС, Налоговая служба), авиакомпаний и аэропортов, а также разработка отраслевой технологии применения E-freight при взаимодействии с Минтрансом, ФТС, IATA, TIACA и заинтересованными авиакомпаниями и аэропортами. В то же время, не смотря на трудности, масштабный пилотный проект может стартовать уже в первом квартале 2012 года - все начнется с промежуточных транзитных и трансфертных грузов при совершении операций в международном аэропорту Шереметьево. Только потом можно будет постепенно переходить на непосредственную обработку прибывающих и убывающих грузов.
Не смотря на то, что процесс подготовки к внедрению E-freight в России только начался, несколько компаний уже серьезно продвинулись в этом вопросе. В частности, «Аэро¬фло¬та» уже использует автоматизированную систему бронирования и управления грузовыми перевозками Cargospot разработки отраслевого лидера CHAMP, которая поддерживает обмен формализованными электронными сообщениями стан¬дар¬та IATA Cargo IMP полностью готова к работе с E-freight. Напомним, что именно CHAMP Cargosystems, является единственной в мире IT-компанией, чья деятельность полностью посвящена ИТ-обеспечению воздушных грузоперевозок. Стоит также рассказать и об эксперименте по предварительному декларированию на базе аэропорта Шереметьево, в результате которого временные показатели разгрузки воздушных судов выросли в 3-7 раз, а средняя задержка воздушного судна составили 9 минут, в то время как без подачи предварительной информации – 25 минут. Общая схема функционирования системы выглядела следующим образом: все необходимые документы в электронном виде с ЭЦП поступают в систему электронного таможенного оформления и контроля, где после их анализа дают или не дают разрешения на разгрузку.
Результаты пилотного проекта по предварительному декларированию на базе аэропорта Шереметьево.
Данные газеты «Транспорт России»
В 2010 году системой E-freight пользовалась 41 авиакомпания и 76 аэропортов 41 страны мира, а также 140 экспедиторских компаний, при этом, в 2011 году планируется довести их число до 69/140/57/250 единиц соответственно, доведя проникновение E-freight на международных грузовых маршрутах до 12 %, - полностью система заработает к 2015 году. Ключевым вопросом здесь является то, будет ли включена Россия в этот список стран, ведь нам предстоит пройти очень длинный путь для этого, обеспечив прозрачность всех бизнес-процессов и разработав соответствующую нормативно-правовую базу, совместимую с международными стандартами.
Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, Оборудование, Регулирование, Безопасность, Инновации
Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизация, система управления, управление предприятием, электронный документооборот